07 May 2025
Если в течение двух лет распылить 21 миллион тонн оксида серы на 60 градусах северной и южной широт, задействовав 102 авиалайнера Boeing модификации 777F, то среднюю температуру на Земле можно понизить на целый градус. Это приведет к усилению кислотных дождей и неравномерному охлаждению, но не потребует разработки специальных самолетов, а значит, такую стратегию можно реализовать всего за несколько лет. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Earth’s Future.
Снижение антропогенных выбросов парниковых газов лежит в основе всех рекомендаций по смягчению последствий потепления, но это не единственный способ охладить климат. Аналогичного эффекта можно достичь напрямую с помощью распыления аэрозолей, которые усиливают отражение солнечной радиации. Один из наиболее распространенных видов введения аэрозолей — их распыление в стратосфере (Stratospheric Aerosol Injection, SAI). Он предполагает распыление аэрозолей в стратосфере на высоте около 20 километров с помощью специально разработанных летательных аппаратов, которые могут находиться на такой высоте. Впрочем, с приближением к полюсам высота тропопаузы снижается до 10 километров и даже ниже в летнее время, и не выходит за пределы технических барьеров для коммерческих авиалайнеров и бизнес-джетов.
Ученые под руководством Алистера Даффи (Alistair Duffey) из Университетского колледжа Лондона оценили эффективность применения SAI в высоких широтах с помощью различных летательных аппаратов. В модели UKESM1 (UK Earth System Model) они симулировали ежегодное впрыскивание 12 миллионов тонн оксида серы на протяжении двух лет (2035-2036) в пяти точках — от 30,625 до 70,625 градуса северной и южной широт с шагом 10 градусов на гринвичском меридиане. В стратосфере оксид серы преобразуется в серную кислоту.
Распыление аэрозолей предполагалось на семи различных высотах. Отметки 12,2 и 12,9 километра покрывались использованием коммерческого авиалайнера Boeing 777F, высоты 14,1 и 15,4 километра — бизнес-джетами Gulfstream G600, а высоты 16, 18 и 20,2 километра предполагали разработку специальных самолетов. Авторы отметили, что проектирование таких конструкций, их сертификация и производство полноценного флота могут занять до 20 лет, в то время как модификация существующих самолетов может быть выполнена за несколько лет.
Расчеты оптической толщины аэрозолей, времени их жизни и эффективного радиуса показали, что наиболее эффективной стратегией охлаждения является распыление аэрозолей в субтропиках (30 градусов северной и южной широт) на высоте 20,2 километра, что требует больших вложений в создание специального флота. С ростом высоты впрыска эффективность SAI росла на всех широтах за счет увеличения времени жизни аэрозолей в стратосфере. Однако эффективности в 35 процентов от субтропического уровня можно достичь, если распылять аэрозоли на 60 широте и выше на уровне 13 километров с бортов существующих Boeing 777F.
Охлаждение средней температуры на градус Цельсия в рамках низковысотной стратегии в приполярных широтах потребует 21 миллион тонн SO2 и 102 самолета Boeing модификации 777F. Чтобы достичь того же эффекта через SAI в субтропиках, понадобится 7,6 миллиона тонн SO2 и 259 специализированных самолетов, которые пока не доступны. Авторы отметили, что низковысотная стратегия эффективнее охладит климат в полярных областях, в меньшей степени поможет ослабить потепление тропиков и потенциально усилит кислотные дожди в высоких и средних широтах, зато может быть начата быстрее уже доступными самолетами.
Недавно ученые открыли еще один механизм охлаждения, который сопровождает SAI, и назвали его диффузионным осветлением облаков. Если распылить аэрозоли в стратосфере на высоте 20–21 километра, то они не только отразят часть солнечной радиации обратно в космос, но и будут рассеивать свет, из-за чего тот упадет на облака под более крутым углом и повысит альбедо облаков примерно на 10 процентов.
Источник: N+1
Фото: Шедеврум, 07.05.2025
09 May 2025
30 Apr 2025
4 апреля 2025 года Международный институт развития научного сотрудничества (МИРН ...
24 декабря 2024 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...
3 декабря в Москве стали известны имена победителей III Международной премии «Че ...
19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...
14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...
Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист.
Доктор политических наук, профессор МГИМО
Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.
Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук.
Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.