Эко-данные: как геомедиа могут помочь экологии?

16 Dec 2021

Потрачено

Мы редко задумываемся о невидимых расходах. Даже каждый день глядя на воду, бегущую из открытого крана, мы с трудом можем представить сколько именно мы тратим. Для сравнения в духе ожидание-реальность: почти половина британских семей уверена, что тратит не больше 20 литров воды в день, а с верхним порогом в 59 литров согласились 4/5 опрошенных. На самом деле в среднем уходит 142 литра в день на одного человека. Что происходит, когда кран закрыт? Как часто мы вспоминаем об объеме бочка унитаза, особенно когда он подтекает?

Водопроводные трубы, фонтан на городской площади, невостребованные товары с прилавков магазинов и кафе, выхлопные газы автомобилей, стоящих в пробке, которой можно было избежать — всё это оказывает масштабное влияние на экологию, но остается незамеченным. А невидимое хуже всего поддается контролю.

Менять правила

Обвинять каждого конкретного человека в том, что он не видит таких масштабных расходов, пожалуй, просто бессмысленно. Даже подсчитать эффект от одного душа «на глаз» затруднительно, что говорить о множестве интеракций, которые поддерживают повседневную жизнь. Обычно, мы полагаемся на общепринятые правила, ведь их специально ввели чтобы все лучше работало. Но правила упрощают, а значит обобщают и редко адаптируются под постоянно меняющиеся обстоятельства.

Представьте светофор на перекрестке. Его поставили туда специально, чтобы порядка в движении было больше. Но зеленый свет, горящий для несуществующего потока (не важно, автомобилистов или пешеходов) создает дополнительные трудности. В краткосрочной перспективе те, кто ждет своего сигнала потратят больше времени на на дорогу или хуже — спровоцируют опасную ситуацию, если попробуют перебежать или проехать раньше времени. Но есть и долгосрочные последствия: больше выхлопных газов от стоящих автомобилей, больше и плотнее скопление ожидающих людей, особенно небезопасное в период (пост)пандемии.

Твиттер-оптимизация

На языке компьютерных наук привычные Гугл-карты или 2GIS называются кибер-физическими социальными системами (cyber physical social systems). Это интерфейсы отношений между человеком, средой и смартфоном или виртуальным пространством. В более широком смысле, это геомедиа Скотта Маккуайра. Именно эти системы аккумулируют информацию о физических процессах и превращают в большие данные.

Системы оптимизации призваны откликаться на реальную ситуацию в городе, а не выделять условное время, чтобы пересечь улицу или поставлять регулярно одно и то же количество воды в дома. И главный ресурс такой оптимизации — большие данные. Как их изменения в реальном времени, так и статистика за определенный период (день, неделю, месяц, год). Их главным источником становится смартфон, и в частности социальные сети.

Пол Адамс в книге «The boundless self» утверждает, что мы реагируем на физические раздражители в виртуальном пространстве, а ответную реакцию получаем опять же физически. Соцсети — первое место, где мы рассказываем о впечатлениях и происшествиях, а наш смартфон уже знает где мы, как часто и в какое время бываем в соседней кофейне и даже по сколько минут в среднем проводим в душе. Все эти данные можно обобщить и подучить информацию об общей статистике посещений кафе в центре города в три, трат воды на человека в спальном районе, «холостой» работы фонтанов или загруженности перекрёстков.

На примерах и постах

Все данные, которые используют такие системы находятся в открытом доступе (хотя относительно их использования все еще возникает много вопросов). Чаще, их используют муниципальные власти, например, чтобы узнать вовлеченность местных жителей и туристов в жизнь центральных районов Бразилиа и Рио-де-Жанейро. Или исследовательские центры, как в случае проектов Habidatum. Результатом ряда их проектов в Москве стала серия карт, посвященных условиям жизни в разных районах в период карантина 2020.

Что может дать, например, статистика загруженности здания? Зная, сколько человек в какое время суток будут там, можно автоматизировать подачу воды во все системы и постепенно снижать средний расход. Строчку о загруженности организаций в определенное время вы наверняка замечали в гугл-поиске. Эта информация тоже приходит из соцестей и других геомедиа и тала одним из самых популярных запросов после 2020 года. По этой же причине сегодня в Великобритании, можно посмотреть не только когда придет ваш автобус (аналог Яндекс.Траспорта), но и загруженность конкретного транспортного средства.

Сооружая будущее

«Мы не исправляем настоящее (задача подавляющая) и не предсказываем будущее (деятельность неутешительно беспокойная), но пытаемся позитивно на него повлиять» — говорит о futurecraft Карло Ратти. Futurecraft можно перевести как изготовление будущего, это попытка критически и взвешено оценивать ситуацию настоящего и осознанно работать с ней.

Ратти предполагает, что соцсети станут основным инструментом влияния на среду. Проще говоря, они позволят сделать видимыми те самые невидимые процессы, показать расходы, которые сегодня остаются за переделами повседневного внимания и понимания. В определенный момент из пассивного источника данных, они могут стать способом коммуникации, рассказывающим о процессах потребления и помогающим увидеть, представить и оценить свой экологический след. А значит и действовать более осознанно.

Источник: ШЭР-медиа

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов