Александр Розанов. Необходимо проведение крупных реформ в Евросоюзе

06 Jul 2016

Александр Розанов – заместитель декана факультета глобальных процессов МГУ по международному сотрудничеству, кандидат политических наук.

-Александр Сергеевич, как Вы оцениваете результаты референдума о выходе Великобритании из состава ЕС?

-Результат неожиданный, я изучал вопрос изнутри, беседовал со многими политиками, и многие не ожидали такого развития событий. Например, бывший министр иностранных дел Мальтийского государства, который по совместительству является советником при правительстве Великобритании, прогнозировал тот сценарий, что Великобритания останется в составе ЕС, но вы видите, что сценарий не оправдался. Интеграция в ЕС всегда, по крайней мере на начальном этапе, происходила сверху, то есть политические лица без особой поддержки населения претворяли любые решения, а сейчас они даже противоречат экономическим законам. Сейчас можно говорить о следующей ситуации: у Великобритании были все возможности выхода из ЕС еще до референдума, так как были и существуют соответствующие площадки, которые позволяли осуществить этот выход - это Европейская ассоциация свободной торговли и Европейское экономическое пространство. Даже если бы Великобритания вышла из состава ЕС заранее, она бы сохранила свое влияние через эти две крупные структуры. В то же время нам следует понимать, что подобная форма сотрудничества исключает страну из процесса принятия решений. Сам Кэмерон, будучи изначально скептиком, сейчас допустил очень серьезную ошибку. Сейчас в парламенте ЕС засилье либеральных сил и это можно было бы использовать во благо Великобритании, но в итоге Кэмерон, сначала объявив о выходе из ЕС, голосовал чтобы британцы остались в ЕС, но, к сожалению, подействовала центробежная сила, им был задан импульс, поэтому выход по большому счету, как мне кажется, был неизбежен. С другой стороны, нужно понимать, что процесс выхода затянется. Великобритания является участником и страной с рядом международных договоров, которые были заключены в рамках Европейского Союза, исполнение обязательств по этим договорам рассчитано до середины 2018 года, поэтому с правовой точки зрения Британия не имеет право выхода из ЕС до середины 2018 года.

-Шотландия изъявляет желание выйти из состава Великобритании и остаться в составе Евросоюза. Как Вы считаете, возможны ли изменения границ Великобритании?

- После того, как Греция вошла в Еврозону, это сразу же отразилось на рынках недвижимости Ирландии и Шотландии, поэтому любое подобное движение в плане выхода из ЕС или даже проведение повторного референдума В Шотландии неизбежно приведёт к повторному кризису не только на рынке недвижимости Ирландии и Шотландии, но и в целом в банковском секторе. Так называемое британское «сити» или центр Лондона, где находится главная финансовая биржа, является частью мировой экономики. Если посмотреть в целом на экономику Великобритании, то назвать ее мощной и, скажем так, полностью независимой на данный момент нельзя, то же самое можно говорить и об экономики Шотландии. Во время кризиса 2008-2009 годов банки Шотландии получали британские субсидии, поэтому многие специалисты сейчас сходятся во мнении, и я поддерживаю эту точку зрения, что на данный момент в Шотландии проведение повторного референдума о выходе из Великобритании просто нерентабельно, и нелогично проводить подобный опрос общественного мнения, потому что у всей Великобритании есть экономические обязательства перед всем ЕС, поэтому любое изменение границы сразу же негативно отразится на всей Великобритании. Далее, сейчас шотландцы сами оказались заложниками между двумя крупными политическими силами. Первая – это консерваторы, которые выступали за выход Великобритании из ЕС, и вторая сила – это националисты. Сейчас позиция у них очень высокая, и они выступают за выход Великобритании, но за сохранение статуса в рамках ЕС. Это очень важное противоречие, которое будет определять состояние политической системы в Шотландии ближайшие 3 года, поэтому ожидать выхода Шотландии в течение ближайших 3-5 лет не стоит по экономическим и чисто политическим причинам, но это мой краткосрочный прогноз. Британия не позволит выйти Шотландии, поскольку там находится один из важнейших портов военных баз НАТО, Британии и США – это передовой пункт, достаточно мобильный, который обеспечивает быструю переброску сил на территорию Европы, поэтому шотландцам, если даже они выйдут, первая задача, которую им нужно будет решить – это разобраться с этим портом – либо отдавать в аренду, либо полностью отказаться, чтобы британцы полностью отказались от него, а это значит опять потеря финансовой прибыли. На данный момент им это невыгодно.

- Считаете ли Вы вероятным проведение референдумов наподобие Brexit в других странах ЕС?

 Сейчас в целом можно прогнозировать, что ближайшие 3 года ЕС будет находиться в нестабильности, необходимо будет провести крупные реформы. Когда Британия находится в ЕС, это означает баланс сил между Францией и Германией, то есть британцы нужны всегда ЕС, чтобы обеспечивать это равновесие политических сил. Сейчас ситуация кардинально изменится и, говоря о референдумах других стран, важно отметить, что они будут связаны с ростом евроскептицизма, и этот дух наиболее ярко будет проявляться в следующих странах: Франция, Бельгия, Италия, маленькие государства Южной Европы – это Мальта, Кипр, Греция и страны с очень высоким процентом безработицы - это Португалия и Испания. Что касается Испании, Италии, они очень нестабильные в экономическом плане, потому что там главной проблемой является высокий уровень безработицы и, что важно, такой же уровень среди молодого населения. Это очень молодые страны и там велики позиции националистов, я уже не говорю о стране Басков в Испании, которая уже не первый год говорит о выходе из Испании, а сейчас на волне евроскептицизма мы можем ожидать подобных референдумов на территориях данных государств. На мой взгляд наиболее вероятно проведение референдумов о выходе из состава ЕС в таких странах как Италия и Испания, может быть, Греция, хотя у них есть финансовая проблема и в ближайшее время мы не можем говорить ни о каком референдуме. Франция же никогда не выйдет из ЕС даже в условиях политического криза на Корсике, все равно она является политическим ядром, и идея самой интеграции принадлежала ей. Даже если такой референдум состоится, французы не поддержат выход, также очень высоки экономические риски. Британия обладает мощными военными активами – это противовес Франции в Союзе. Великобритания с Германией очень тщательно контролируют ситуацию с денежными средствами в Средиземноморском регионе. Это краеугольный камень. Когда британцы заявили о выходе, это было очень опрометчиво, ряд активов они все равно потеряют. Есть еще такое мнение, что основные фонды и капиталы были заранее еще после 2009 года выведены из Британии в Юго-Восточную Азию, поэтому чисто экономически от выхода Британии потеряют сами европейцы.

-Как выход Великобритании из состава ЕС повлияет на валютные рынки и мировую экономику?

 Можно разделить экономические риски, связанные с выходом Британии, на 2 типа. Чисто экономические и финансовые риски. Экономические проявятся в Ирландии, Бельгии, Испании и Мальте, потому что они очень сильно привязаны к Британии. Прежде всего пострадает Ирландия, затем Мальта, в финансовом кризисе пострадают Кипр, Греция, Мальта, Италия и Люксембург. Эти страны Южной Европы напрямую зависят от лондонской фондовой биржи. Здесь вся экономика развивается циклично, поэтому в европейской экономике мы будем видеть некую стагнацию в течение 3-5 лет. В плане мировой или глобальной экономики здесь на большие риски рассчитывать не стоит.

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов