Итоговая резолюция

30 May 2016

Современная культура и цивилизация претерпевают беспрецедентные по своим масштабам изменения. Мы с тревогой констатируем кризис идентичности на уровне личности, социума, культуры. Современный человек утрачивает способность к пониманию себя, собственной духовной природы.

Одновременно с этим приходится констатировать кризис эвристического потенциала классических универсалистских теорий, которые больше не способны служить объяснением глобальных процессов. Отдельные социально-гуманитарные науки сами по себе бессильны перед глобальными вызовами современности, и только интеграция этих наук на основе философии открывает возможности многомерного и глубинного осмысления ситуации.

Однако сегодня перед философией стоит задача выхода в публичное пространство. Философская наука должна быть ориентирована в первую очередь на решение глобальных проблем современности. В связи с этим необходимо развитие философского просвещения, сохранение и развитие философского компонента в высшем образовании. В условиях нарастающего темпа автоматизации образовательного процесса студенты естественнонаучных и технических направлений остро нуждаются в живом человеческом общении и развитии чувственных и разумных способностей (эмоций, чувства прекрасного, любви, умения письменно излагать свою мысль, взаимодействовать с людьми и многое другое).

Философы Востока и Запада должны объединить усилия перед угрозой антропологической катастрофы. Западная наука и построенная на ее принципах цивилизация оказались в духовном тупике, для выхода из которого необходимо обращение к альтернативным логико-смысловым и ценностным системам, к обогащению опытом восточного мышления и миропонимания — как на уровне научной картины мира, так и жизненной практики.

Одна из актуальных задач современной науки — избавление от стереотипных представлений о восточных культурах и религиях, в частности об исламе, - о его якобы агрессивности и несовместимости с Западом.

Необходимо помнить, что Запад и исламский мир изначально являются порождениями средиземноморской цивилизации.

Только нравственные люди осознают потерю человеческих ценностей. Существующих исламских парадигм недостаточно для создания языка диалога. Фундаментализм основывается не на построении диалога, а на борьбе. Поскольку модернисты интерпретируют ислам через призму западных ценностей, они не находят достаточного отклика среди широких общественных масс. Мнение традиционалистов важно с точки зрения их глубинного понимания ислама, а также как альтернативы понимания традиционных ценностей Запада. По сравнению с другими парадигмами, несмотря на приемлемость и влиятельность, являясь неэффективным в вопросе привлекательности для граждан, этот путь может рассматриваться как путь элиты. В этой связи, движение Хизмет рассматривается как путь решения проблемы.

Террористическая организация ИГИЛ является продолжением Аль-Каиды, не физическим, а духовным продолжением. В нее вступают экономически ослабленные и отвергнутые социумом люди. Террористы используют период ослабления государств для своего распространения. Терроризм распространился из маргинальных и радикализировавшихся стран в центральные страны исламского мира, такие как Египет, Сирия, Ирак, Турция. Известно, что на стороне ИГИЛ воюют около 20 тысяч иностранных боевиков. Всего на стороне ИГИЛ воюют 60 тысяч боевиков. Подозрительное отношение к мусульманам не решит проблем с террором, а станет причиной его роста. Ислам никогда и ни за что не оправдает террор. Важными элементами распространения террора являются низкий уровень образования и экономическая нестабильность. Глобальные игроки должны работать в этих направлениях.

Ислам может быть привлекателен для Запада, демонстрируя модели социальных солидарностей, дефицит которых испытывает современная Европа. Ценности, утверждаемые сегодня в России, — суверенитет, мужество, честь, достоинство, традиции национальной культуры, — также могут быть востребованы Западом.

Наследие русской философской культуры обладает актуальностью с точки зрения современного межкультурного диалога. В частности, теория классического евразийства может успешно применяться в качестве идеологической основы для государств, расположенных на пространстве Евразии.

Диалог — основа человеческого бытия, движущий фактор конструктивного развития обществ, культур и цивилизаций. Диалог культур — отнюдь не утопия, он способен предотвратить эскалацию конфликтов и развязывание войн, в том числе с применением оружия массового поражения.  Диалог культур должен быть равноправным, основываться на научном знании, на принципах объективности и историзма.

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов