Назад в СССР. Как новые санкции повлияют на российскую экономику

10 Aug 2018

Cанкции против России, подготовленные республиканцем Линдси Грэмом и тремя его коллегами, еще не введены — они только обсуждаются. Но в случае даже частичного принятия эти ограничительные меры будут самыми серьезными со времен СССР

Надежды инвесторов на спокойный август в этом году, обусловленные тем, что геополитический фон в этот месяц обычно слабеет, постепенно улетучиваются. Участники рынка на всякий случай продают российские ценные бумаги и покупают валюту. 8 августа российский фондовый рынок потерял $19 млрд, или около 3% своей капитализации. Курс доллара к рублю поднимался выше психологически важной отметки 65 рублей. Последний раз курс американской валюты взлетал так высоко только 1 апреля — накануне введения санкций Минфина США.

На этот раз санкции еще не введены (они только обсуждаются), но в случае даже частичного принятия эти ограничительные меры будут самыми серьезными со времен СССР. Предлагаемый санкционный пакет включает в себя шесть основных пунктов, три из которых носят общий характер, один имеет геополитическую окраску, а два пункта призваны непосредственно ударить по экономике. Стоит рассмотреть возможные последствия для фондового и валютного рынка в случае принятия этих санкций.

Антироссийское ведомство

В рамках нового пакета предлагается создание координационного офиса по санкциям, систематизация антироссийских санкций и учреждение национального центра по борьбе с российской угрозой.

В США фактически появится отдельное антироссийское министерство с бюджетом $250 млн, от которого можно ожидать периодических неприятностей в виде новых санкций. Но его активность будет зависеть от международной обстановки.

Под угрозой в основном будут крупные бизнесмены и компании из России, которые хотят вести дела в США. К ним будут относиться с подозрением, затягивая рассмотрение важных для бизнеса вопросов.

Россия не является значимым торговым партнером для США, на нее приходится менее половины процента американского экспорта и 0,7% импорта. В этой связи в США не опасаются усиления санкций и вероятных ответных мер со стороны Москвы.

Для России разрыв экономических связей с США опаснее: на Америку приходится около 3% от внешнеторгового оборота. В первом полугодии товарооборот увеличился на 11%, до $11,8 млрд, но новые санкции могут легко перечеркнуть этот рост. 

Запрет на расчеты с российскими банками

Мера будет касаться не всех, а только банков с госучастием — Сбербанк, ВТБ, а также госкорпорации ВЭБ. Финансовые организации не смогут проводить операции в валюте, поскольку банками-корреспондентами по счету в долларах обычно выступают американские банки. Причем речь идет не только о собственных операциях банков, но и о бизнесе их клиентов, а значит, под ударом окажутся торговые партнеры по обе стороны океана, например, авиакомпании.

Вероятнее всего в России не оставят такой шаг без последствий, и под ответный огонь попадут дочерние структуры американского бизнеса в России. А если российским участникам будут запрещены расчеты через американские банки, то последствия даже сложно себе представить. 

Еще один возможный шаг со стороны российского правительства — усилить дедолларизацию экономики. Но это труднодостижимая цель, не имеющая в текущих условиях экономического смысла, помимо обхода санкций.

Высокий уровень долларизации экономики (ориентировочно, он составляет не менее 30%) обусловлен самой ее структурой, доля экспорта в ВВП достигает 27%. Экспортные и импортные товары котируются на мировом рынке преимущественно в долларах США. Переход на расчеты в другую валюту, например, евро, юани или рубли, отчасти возможен, но приведет лишь к удорожанию товаров. По сути, это аналог таможенного барьера. 

Основную выгоду от таких санкций получат посредники. Нечто подобное уже было в истории международных отношений. СССР торговал с государствами западного мира через третьи страны.

Советский Союз кредитовал страны соцлагеря, а потом этот долг успешно простил. Россия списала не менее $41 млрд долговых обязательств. В 1980-х годах объем внешней торговли СССР составлял $100–150 млрд в год, 70% приходилось на страны-посредники. По сути, в них оседало порядка 6% от внешнеторгового оборота.

Это была экономическая плата Советского Союза за санкции. Попытка обхода санкционного режима через посредников в будущем может стоить около $40 млрд в год, или 2,5% от ВВП. 

Запрет операций с российскими евробондами

Этот вид санкций окажет негативное влияние на фондовый и валютный рынки. Международные инвесторы и так распродают российские бумаги, а из-за санкций не смогут покупать новые выпуски.

Курс доллара к рублю может заметно подскочить — вероятно, он будет пребывать в диапазоне 65–70 до конца третьего квартала, если санкции все же примут в предложенном варианте. Доходность рублевых бумаг вырастет на 1–1,5 п. п., а ЦБ не сможет больше в этом году снизить ключевую ставку. Фондовый рынок может кратковременно потерять до 10%, но все же бумаги сырьевых компаний инвесторы будут «откупать» на падении в первую очередь.

Внешний госдолг у Росси не такой большой — около $51 млрд. Имеющихся международных резервов с лихвой хватит, чтобы компенсировать невозможность привлекать новые обязательства. Но взамен придется увеличивать ставку на внутреннем рынке, а значит, будет увеличиваться инфляция и сдерживаться рост экономики.

В целом, долговая сейчас низкая — она составляет менее 13% от ВВП. Даже с учетом необходимости новых займов для реализации социальных программ на 8 трлн рублей долг все равно будет ниже 18% от ВВП. При такой нагрузке России даже кредитный рейтинг не понизят.

Признание России государством — спонсором терроризма

Это, пожалуй, самая унизительная мера. США готовы поставить Россию в ряд наиболее одиозных государств. Такая формулировка фактически означает восстановление холодной войны в полном объеме (в 1983 году американский президент Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла»). 

Для экономики и политической системы России это будет новый вызов. У Москвы есть шанс сплотить вокруг себя мощный альянс для противостоянии США и их союзникам, и здесь многое будет зависеть от того, удастся ли перетянуть на свою сторону крупных партнеров, например, Индию и Китай. Они страдают от объявленных Америкой торговых войн и у них есть веские причины дружить с Россией: $40 млрд в первом приближении в виде комиссий от посредничества во внешней торговле.

Как бы ни старались США, остановить международный товарооборот санкциями невозможно. Но в среднесрочной перспективе может сформироваться новая картина мира, одним из полюсов которой станет антиамериканский альянс.

Если он будет создан на базе ШОС, который пока больше походит на дискуссионный клуб, то США получат сильного противника. ВВП стран ШОС сегодня составляет свыше $17 трлн, или 85% от американского ВВП. В любом случае новых санкций бояться не надо. Это не только угрозы, но и новые возможности.

Подробнее на Forbes

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов