Помочь и не навредить: как цифровые технологии применяют при нарушениях речи

12 Jul 2022

Для детей с речевыми нарушениями и для их родителей

Этот материал — часть проекта «Мир особенного ребенка». Партнер проекта — благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

Каждый день мы используем речь в устном или письменном виде — без достаточного уровня сформированности речевых навыков мы бы не смогли понимать друг друга, общаться и передавать информацию посредством письма. Однако существует большое разнообразие нарушений этих процессов. Нарушения могут быть как явными, которые легко определить, так и скрытыми, о которых человек может не знать, но которые будут затруднять общение, письмо или чтение. Как логопеды коррегируют речь с помощью новых технологий, почему нельзя самостоятельно обучать детей чтению при помощи цифровых технологий и обучающих программ и к каким последствиям это может привести, ПостНаука разобралась вместе с доцентом кафедры логопедии МПГУ, кандидатом педагогических наук Анастасией Лагутиной.

Какие нарушения распространены больше всех и как они проявляются

Логопеды чаще всего встречаются с нарушениями устной речи, видов которой существует очень много: от нарушения в произнесении отдельного звука до тяжелого речевого недоразвития, при котором отмечается бедность словарного запаса, аграмматизм в речи, трудности в порождении связного речевого высказывания. Если к логопеду приводят детей с тяжелой речевой патологией, безречевых — задача логопеда сформировать у ребенка элементарную фразу. На этой стадии определить форму и степень нарушения произношения достаточно сложно. В дальнейшем, с развитием фразовой речи, когда фразы становится достаточно длинными, логопед может обнаружить то или иное нарушение звукопроизношения. Для логопедии характерна вариативность сочетаний речевых нарушений и степень их выраженности. Поэтому определить распространенность и частотность того или иного речевого нарушения в детской популяции достаточно трудно.

Также существуют нарушения письменной речи: иногда они связаны речью устной, но не всегда. В явном виде их взаимосвязь наблюдается в тяжелых случаях, например, у пациентов с последствиями детского церебрального паралича, которые совсем не владеют своим артикуляционным аппаратом.

Кроме того, у ребенка могут быть скрытые нарушения речевых процессов, которые связаны с восприятием речевых звуков (фонем) на слух и различением слов. Они возникают из-за проблем с глубинными процессами обработки речевого сигнала в корковых и подкорковых отделах головного мозга, обеспечивающих анализ звуков по различным характеристикам. Например, звуки «С» и «Ш» отличаются друг от друга как по звучанию, так и по аритикулированию. Наш мозг собирает эти показатели воедино и мы делаем вывод об их различии, а дети иногда не способны проводить такой анализ. Подобное нарушение может привести к проблемам с чтением и письмом. Если вовремя не выявить эти скрытые процессы и не скорректировать речь, ребенок может столкнуться с проблемами в школе, а родители даже не будут знать их причин.

Для каких нарушений подходят цифровые технологии

Причина популярности цифровых технологий при коррекции речи состоит в том, что они помогают сделать процесс работы над проблемой увлекательным и разнообразным. Дело в том, что все специальные методы и приемы логопедов подразумевают многократное повторение конкретных действий: выполнений артикуляционных упражнений; произнесения отдельных звуков, слов или фраз при автоматизации навыков произношения; чтения слогов и слов — для формирования техники чтения; прописывания отдельных графических элементов и написания букв и их сочетаний — для формирования почерка и обучения письму. Обучающие интерактивные программы или мобильные приложения помогают мотивировать ребенка выполнять задания, вносят элемент игры, соревнования, что повышает эффективность коррекционной работы.

Например, часто используются приложения с заданиями на повторение звуков в слогах, словах и предложениях. В случае нарушения чтения игры могут состоять из задач, где нужно найти конкретные буквы, слоги или слова. Для этого также используют варианты слоговых таблиц и корректурных форм, которые можно цифровизировать и сделать интерактивными.

Однако применение нововведений важно совмещать с посещением профессионального логопеда, который продиагностирует ребенка, скорректирует его речевые нарушения и даст рекомендации по использованию приложений для автоматизированного закрепления навыка. Полноценная консультация включает тактильный контакт со специалистом — логопед не только слушает пациента, но он может потрогать его язык, лицевые мышцы и грудную клетку, а это ограничивает возможности онлайн консультирования. В процессе коррекционной работы логопед регламентирует объем используемых цифровых технологий. Он может гармонизировать или балансировать использование традиционных педагогических техник совместно с новыми цифровыми.

Если же, например, родитель принимает решение об использовании каких-либо приложений самостоятельно только на основании того, что оно нравится ребенку и не мешает взрослому, это неправильный подход. И с его последствиями сегодня сталкиваются логопеды — уже в школьном возрасте они консультируют большое количество детей, которых научили неправильно читать, например, сформировали непродуктивное побуквенное чтение. В дальнейшем таких детей необходимо переучивать, что значительно сложнее.

Опасно использовать цифровые технологии также при коррекции заикания, так как это нарушение связано с проблемами в нервной системе и нуждается в комплексном подходе. Профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, к. п. н. Елена Рау разработала специальный адаптированный курс терапии для работы с таким нарушением. Около двух недель человек занимается со специалистами на личных приемах, а затем они поддерживают связь онлайн с помощью социальных сетей, мессенджеров и различных программ для видеозвонков.

Далее в источнике: ПостНаука

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов