Запад стоит стены, восток дороги
Об авторе
Козюлин Вадим Борисович – старший сотрудник ПИР-Центра, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.
Тезисы
- Для ЦА открываются возможности, началась некоторые соревнование за финансирование. В рамках концепции «Один пояс – один путь» участвуют более 100 стран и международных организаций. Китай подписал соглашения более чем с 30 странами, с 20 странами есть международные соглашения в области производства. Китай и Россия подписали соглашение об объединении строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
- Для республик ЦА это путь на мировые рынки, важно. (Напр. Казахстан - 17 млн жителей, 9 страна по площади) замкнут на континенте, как и Кирг, Тадж, Узб, Туркм.
- Более того, ЕС – также заинтересован в расширении сотрудничества и с ЕАЭС и с Экономическим поясом Шелкового пути. Конференция в Берлине «Новые правила, новые пространства – возможности в России и ЕАЭС» 24 февраля 2017 г. На конференции в Германии, где я принимал участие, Генеральный директор «ДБ Карго Россия» Уве Лейшнер, в частности, сказал: «Я являюсь представителем настоящего бизнеса. Я 20 лет работал в логистических структурах Восточной Европы. С 2011 года железнодорожное сообщение между Европой и Азией – это новое явление. Политика сделала для этого мало, это сделали энтузиасты. Это дело было продиктовано не политикой, а пожеланиями клиентов в Азии, и особенно в Китае. Это новый сосуд между Азией и Европой». Если посмотреть на карту мировых транспортных путей, то можно увидеть, что континент Евразия выглядит пустыней, там почти отсутствуют товарные потоки. И происходящий процесс впечатляет: за счет китайских инвестиций возникают новые континентальные транспортные артерии.
- По словам Альберта Рау, Вице-министра по инвестициям и развитию Казахстана на той же конференции: «Каждый год мы из Китая в Европу увеличиваем трафик в 2 раза, а обратный трафик – в 4 раза каждый год». Однако отметим, что это трафик между Китаем и Европой. Мы становимся странами транзита. И один транзит едва ли сделает народы транзитных государств счастливыми. Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан – мы уже стали сырьевыми придатками – это уже свершившийся факт. И транспортные артерии лишь фиксируют этот факт.Т.е. сегодня нужно уходить от сырьевой экономики. Нам объясняют, что это почти неразрешимо для всех сырьевых экономик в мире. Возможно, но пробовать необходимо. Для этого нужно использовать транзитные коридоры для создания инфраструктуры вокруг них, расширять соседские связи, новые производства и проекты. Без этого народы ЕАЭС не будут представлять ценности ни для Китая, ни для Европы, как сегодня для них ценны лишь наши ресурсы и сельскохозяйственные угодья.
- Есть и другое важное направление: в условиях новой научно-технической революции возникают возможности для создания инновационных производств.Некоторые исследователи считают, что нынешняя научно-техническая революция приведет мир к бесповоротному разделению на государства, производящие высокотехнологичный продукт, и те государства, что производят лишь сырье. Пропасть между ними уже будет невозможно перепрыгнуть. Отставшие отстанут навсегда.Однако пока можно и нужно развивать промышленность, инновационные направления. Опыт показывает, что не всегда в новых сферах преуспевают Транснациональные корпорации. Ссть примеры, когда малые компании делают прорыв. Для этого требуется государственная поддержка, как в Минске, где сегодня активно развивается сектор IT. Сегодня Минск совместно с Китаем строит индустриальный парк «Великий Камень». Это большое достижение (если посмотрим, где находится Китай, и где Минск).
- Казахстан – наиболее финансово обеспечен среди республик ЦА. Есть и масштабные проекты – например, создание финансового центра в Астане. Есть и «Наукоград» (однако миссия этого проекта – снова содействие индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан в нефтегазовой отрасли). Есть малые проекты, в основном межвузовские, без государственной поддержки.
- Между тем сегодня есть большой потребитель, это Минобороны РФ. Как правило мировые прорывные проекты шли из ВПК. Россия не в состоянии профинансировать многие перспективные сферы, и здесь возникают возможности для Казахстана занять пустующую нишу.
Например - additive manufacturing, беспилотные подводные аппарата, новые материалы; нанотехнологии и наноматериалы; биотехнологии; новые технологии в агропромышленном комплексе; информационные технологии и охрана окружающей среды.
- В преддверии или после Экспо-2017 (проходит под девизом «Энергия будущего» и будет посвящено альтернативным источникам энергии) – положительная атмосфера для подобной инициативы. Персонал для этого можно привлекать из других стран, создавая выгодные условия.