Гончаров Сергей Александрович, д.ф.н., проф. первый проректор, Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
В выступлении речь пойдет о некоторых антропологических аспектах процесса мондиализации, о факторах, которые играют важную роль в трансформации культуры и антропологических качеств современности в эпоху, называемую информационной, постиндустриальной, эпохой постмодерна и т.д. Мы вступили в эпоху формирования качественно новой цивилизации.
- Мондиализация – тема большого количества исследований и разного рода рефлексий особенно последнего десятилетия, которые рассматривают ее преимущественно с экономической и политической точки зрения. Нам важно увидеть прежде всего ее культурфилософское измерение, позволяющее поставить ряд проблемных вопросов относительно современного человека, его настоящего и будущего.
- В выступлении дается аспектуальная характеристика некоторых свойств мондиализации, из которых, на мой взгляд, главным свойством является снятие/отмена «границы», как базового принципа мироустройства и человеческого сознания и сетевой характер всех отношений. Категория «границы» в социально-философском, финансово-экономическом, политическом и антропологическом смысле аннигилируется мондиализацией. Бертран Бади : «мондиализация подрывает суверенность, дырявит границы территорий, дестабилизирует сложившиеся сообщества, бросает вызов социальным договоренностям и отменяет определенные принципы международной безопасности». Релятивизация и десакрализация ценностей в различных смыслах (этическом, эстетическом и проч.), господство медиапространства, информационные технологии, виртуализация мышления и чувственно-эмоционального мира человека, генерализация экономических смыслов.
- Свободное движение капитала формирует новую парадигму и картину мира, в которых происходит глобальная трансформация всех универсалий , таких например, как пространство и время, ценности (релятивизация), гражданская солидарность, социальность (новые типы социальности), идентичность, природа человека и т.д. Происходят мощные трансформации традиционных моделей коммуникации, которые имеют манипулятивную природу, со стороны официальных и официозных дискурсов, и одновременно со стороны многомерных информационных потоков, которые встраивают человека в виртуальные миры. «…сжатость времени наделяет реальным смыслом лишь, что происходит немедленно» (Ален де Бенуа). Имеет смысл только то, что происходит «здесь и сейчас». Спонтанность и сиюминутность, точечность и мозаичность разорванных актов коммуникации подвергает испытаниям и искажениям природу человека. Формируется новая биосоциальная категория людей, которые рождаются в мировом пограничьи в условиях отсутствия/отмены границ. Это глобальная антропологическая «лиминальность», которая парадоксальным образом напоминает процесс, описанный Виктором Тэрнером в книге «Символ и ритуал» - с разрывами, пороговыми состояниями, коллективными протестами и вообще с подвижными формами жизни. Это болезненный процесс в прямом и переносном смысле. Устойчивые формы бытия человека нарушены – человек включен в процесс интенсивных изменений и движений, в том числе и реального движения, которое знаменуется глобальными миграциями. В этих условиях человек теряет точку опоры, идентичность, стратегию поведения, адекватную рефлексию, понимание себя и процессов, социокультурного контекста. Утрата «контекстов» и реальных связей приводит человека к одиночеству, с другой стороны, сетевой характер мира связывает человека со всей планетой и делает его членом сетевых субкультур и общностей. Роль и значение виртуальных миров и квазиреальностей – травмы мондиализации залечиваются эскапизмом. Человек и многоликий Другой, диалоговая/полилоговая природа человека. Непрерывно меняются векторы самоактуализации и самореализации. Кризис коллективных идентичностей, утративших собственные границы.
- Новые принципы концептуализаций – спиритуализация товарного мира, глобальная перестройка структуры знака и символизаций. Треугольник Фреге (знак – смысл – значение) работает специфическим способом – на продвижение технологии потребления и подменах смысла. Именно потребление и желания становятся мощным механизмом социальной солидарности. Товарно-денежная интеграция разрушает границы культурных автономий. Не экономика адаптируется к национально-культурным ареалам, а наооборот. Риски и антропологическое, антропософное построение социокультурных практик и стратегий. Культура рефлексий, стратегии понимания и деятельность понимания. «Коллективная память» и идентичность. Категория «смысла» в культуре (смысл, содержание, значение). Содержание и значение – кратны и конечны, подвержены искажению и манипуляциям; смысл – многомерен, связан с контекстом, индивидуален. Мыследеятельность и деятельность понимания как пространство построения человека.
- Мы недостаточно хорошо понимаем влияние процессов на современного человека и проблематично представляем антропологический вектор будущего. Очевиден кризис всей парадигмы, прежних проектов человека и антропологий, кризис современности (кстати так назвал одну из своих книг И.П.Смирнов). Антропологический проект Просвещения с апологетикой человека рационального похороненный не только историей, но и ее теоретиками в лице постмодернизма, нуждается в переосмыслении, в поиске и понимании связей и логики трансформации. В этом контексте
- Исследование современности и современного человека, научное проведение антропологического форсайта – задача современных гуманитарных наук, в которых философии, ориентированной на контекст, принадлежит важнейшее место. Очень важно определить тезаурус исследования и договориться о понятиях и языке описания. Необходимы новые направления исследований и новые методологии.
«Философия – парящая в полной независимости от реальности и задач, стоящих перед человечеством, становится безфункциональной, т.е. впадает в полное противоречие с собственной сутью» (О.Сюч. С.18)