Гончаров С.А. Человек перед лицом мондиализации

30 May 2016

Гончаров Сергей Александрович, д.ф.н., проф. первый проректор, Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

 В выступлении речь пойдет о некоторых антропологических аспектах процесса мондиализации, о факторах, которые играют важную роль в трансформации культуры и антропологических качеств современности в эпоху, называемую информационной, постиндустриальной, эпохой постмодерна и т.д. Мы вступили в эпоху формирования качественно новой цивилизации.

  1. Мондиализация – тема большого количества исследований и разного рода рефлексий особенно последнего десятилетия, которые рассматривают ее преимущественно с экономической и политической точки зрения. Нам важно увидеть прежде всего ее культурфилософское измерение, позволяющее поставить ряд проблемных вопросов относительно современного человека, его настоящего и будущего.
  2. В выступлении дается аспектуальная характеристика некоторых свойств мондиализации, из которых, на мой взгляд, главным свойством является снятие/отмена  «границы», как базового принципа мироустройства и человеческого сознания и сетевой характер всех отношений. Категория «границы» в социально-философском, финансово-экономическом, политическом  и антропологическом смысле аннигилируется мондиализацией. Бертран Бади : «мондиализация подрывает суверенность, дырявит границы территорий, дестабилизирует сложившиеся сообщества, бросает вызов социальным договоренностям и отменяет определенные принципы международной безопасности». Релятивизация и десакрализация ценностей в различных смыслах (этическом, эстетическом и проч.), господство медиапространства, информационные технологии, виртуализация мышления и чувственно-эмоционального мира человека, генерализация экономических смыслов.
  3. Свободное движение капитала формирует новую парадигму и картину мира, в которых происходит глобальная трансформация всех универсалий , таких например, как пространство и время, ценности (релятивизация), гражданская солидарность, социальность (новые типы социальности), идентичность, природа человека и т.д. Происходят мощные трансформации традиционных моделей коммуникации, которые имеют манипулятивную природу, со стороны официальных и официозных дискурсов, и одновременно со стороны многомерных информационных потоков, которые встраивают человека в виртуальные миры. «…сжатость времени наделяет реальным смыслом лишь, что происходит немедленно» (Ален де Бенуа). Имеет смысл только то, что происходит «здесь и сейчас». Спонтанность и сиюминутность, точечность и мозаичность разорванных актов коммуникации подвергает испытаниям и искажениям природу человека. Формируется новая биосоциальная категория людей, которые рождаются в мировом пограничьи в условиях отсутствия/отмены границ. Это глобальная антропологическая «лиминальность», которая парадоксальным образом напоминает процесс, описанный Виктором Тэрнером в  книге «Символ и ритуал» - с разрывами, пороговыми состояниями, коллективными протестами и вообще с подвижными формами жизни. Это болезненный процесс в прямом и переносном смысле.  Устойчивые формы бытия человека нарушены – человек включен в процесс интенсивных изменений и движений, в том числе и реального движения, которое знаменуется глобальными миграциями. В этих условиях человек теряет точку опоры, идентичность, стратегию поведения, адекватную рефлексию, понимание себя и процессов, социокультурного контекста. Утрата «контекстов» и реальных связей приводит человека к одиночеству, с другой стороны, сетевой характер мира связывает человека со всей планетой и делает его членом сетевых субкультур и общностей. Роль и значение виртуальных миров и квазиреальностей – травмы мондиализации залечиваются эскапизмом. Человек и многоликий Другой, диалоговая/полилоговая природа человека. Непрерывно меняются  векторы самоактуализации и самореализации. Кризис коллективных идентичностей, утративших собственные границы.
  4. Новые принципы концептуализаций – спиритуализация товарного мира, глобальная перестройка структуры знака и символизаций. Треугольник Фреге (знак – смысл – значение) работает специфическим способом – на продвижение технологии потребления и подменах смысла. Именно потребление и желания становятся мощным механизмом социальной солидарности. Товарно-денежная интеграция разрушает границы культурных автономий. Не экономика адаптируется к национально-культурным ареалам, а наооборот. Риски и антропологическое, антропософное построение социокультурных практик и стратегий. Культура рефлексий, стратегии понимания и деятельность понимания. «Коллективная память» и идентичность. Категория «смысла» в культуре (смысл, содержание, значение). Содержание и значение – кратны и конечны, подвержены искажению и манипуляциям; смысл – многомерен, связан с контекстом, индивидуален. Мыследеятельность и деятельность понимания как пространство построения человека.
  5. Мы недостаточно хорошо понимаем влияние процессов на современного человека и проблематично представляем антропологический вектор будущего. Очевиден кризис всей парадигмы, прежних проектов человека и антропологий, кризис современности (кстати так назвал одну из своих книг И.П.Смирнов). Антропологический проект Просвещения с апологетикой человека рационального похороненный не только историей, но и ее теоретиками в лице постмодернизма, нуждается в переосмыслении, в поиске и понимании связей и логики трансформации. В этом контексте
  6. Исследование современности и современного человека, научное проведение антропологического форсайта – задача современных гуманитарных наук, в которых философии, ориентированной на контекст, принадлежит важнейшее место. Очень важно определить тезаурус исследования и договориться о понятиях и языке описания. Необходимы новые направления исследований и новые методологии.

«Философия – парящая в полной независимости от реальности и задач, стоящих перед человечеством, становится безфункциональной, т.е. впадает в полное противоречие с собственной сутью» (О.Сюч. С.18)

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов