Декларация участников форума "Журналисты мусульманских стран против экстремизма"

25 Apr 2016

Группа стратегического видения "Россия-Исламский мир"

Декларация

  1. Радикализация ислама – это в первую очередь следствие «идущих изнутри» искаженных представлений о нем и о его исходных установках, порождаемое массовым невежеством. Ситуацию усугубляет целенаправленное влияние на нее внешних сил, заинтересованных в фундаментальной дестабилизации исламского мира и дискредитации его вероучения, через разрушение духовной и культурной идентичности каждого мусульманина.
  2. Остановить этот деструктивный процесс способен сам исламский мир, опираясь на свой мощный внутренний потенциал.
  3. Ислам, будучи не просто религией, но и формируемым ею образом жизни, нацелен в своих отправных идеях на гармонизацию отношений в треугольнике «личность – общество – государство», при этом непременным условием достижения данной гармонии считается благополучие семейной жизни, для чего исламом законодательно регулируется как построение семьи, так и отношения в ней, а особый акцент делается на защите материнства и детства.
  4. Россия – социальное государство, ценностная система которого не противоречит социальным приоритетам мусульман. И убедительное свидетельство этому – общероссийская Программа новой социализации ислама, выдвинутая Президентом России и нацеленная на отстаивание подлинных ценностей ислама в противовес его радикальным трактовкам.
  5. Ислам – системообразующая религия России, которую традиционно исповедует значительная часть ее коренного населения. Россия – это уникальное историческое образование с тысячелетними корнями, государство – цивилизация, представляющее собой поликонфессиональный и поликультурный сплав множества традиций, включая конечно же и ислам. Президент В.В.Путин подчеркивал: «... духовное единство народов России было сформировано во многом благодаря тесному диалогу различных культур и конфессий, так как в их основе лежали общие нравственные ценности – справедливость, правда, трудолюбие, уважение к близким, патриотизм и любовь к общему отечеству, “которое одно для всех”».

Поскольку российские мусульмане не отделяют себя от мировой исламской уммы, постольку и российское общество правомерно считает себя тесно связанным с ее судьбами и потому решительно заинтересовано в ее благоденствии и процветании.

Исламская мысль против терроризма

В оправдание терроризма исламские экстремисты обращаются к стихам Корана, прежде всего, так называемым айятам меча. В них, в частности, говорится: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду... Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими десницами, ввергнет их в позор и поддержит вас против них... Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизйу собственноручно... О, Пророк! Борись с неверными и мунафиками и будь беспощаден к ним. Прибежищем им будет ад, а это скверный конец» (9:5, 14, 29, 73).

Сторонники терроризма приводят также высказывание Пророка Мухаммада, которое якобы открывает путь насилию над неверными: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - Его посланник, а также не станут совершать молитву и вносить закят. Если же они сделают это, то их жизнь и имущество окажутся под моей защитой; в противном случае с ними надлежит поступать по праву ислама, а суд над ними - в руках Всевышнего Аллаха». При этом, используя многозначность арабского языка, идеологи исламского экстремизма понимают ключевое словосочетание в приведенном высказывании не как «пока они не засвидетельствуют», а «с тем, чтобы они засвидетельствовали».

При такой трактовке слова Пророка воспринимаются в качестве оправдания использования оружия для борьбы с неверными. Подобное отношение идеологи мусульманского экстремизма распространяют и на единоверцев, не разделяющих радикальные взгляды. Для этого используется концепция «такфира» - обвинения в неверии. Она фактически означает, что жизнь, честь и имущество мусульман, которые объявлены отошедшими от истинной религии «неверными», лишаются защиты.

Мусульманский экстремизм - это в значительной мере идейное явление. Он опирается на оправдание насилия во имя религии посредством манипулирования отдельными предписаниями Корана и Сунны Пророка, которые, как утверждают террористы, дают им право и даже вменяют им в обязанность убивать неверных и выступать с оружием в руках против любой официальной власти.

В этом отношении особую актуальность приобретают те стороны исламского интеллектуального наследия, а также выводы современной исламской мысли, которые трактуют исламские постулаты совсем в другом ключе. Исламская идейная альтернатива взглядам мусульманских радикалов очень часто замалчивается или даже умышленно искажается. Между тем ее анализ позволяет сделать вывод, что центральное место в исламе занимают противоположные подходам радикалов начала - умеренность, поиск компромиссов, лояльность властям, постепенность, избежание крайностей и риска, освобождение человека от чрезмерных тягот, исключение вреда. Этим ценностям в исламской мысли можно найти более убедительное обоснование, нежели экстремистским взглядам.

Речь идет, прежде всего, об общем отношении к людям, в центре которого - божественная милость, подтверждаемая Кораном:

  • «Моя милость распространяется на все сущее» (7:156);
  • «Ты объемлешь все сущее милостью» (40:7);
  • «Ваш Господь предписал самому Себе милость [по отношению к людям] (6:54);
  • «Мы направили тебя [,Мухаммад, посланником] только как милость к обитателям миров» (21:107).

Хорошо известно и высказывание Пророка: «Ни один из вас не станет истинно верующим, покуда не будет желать для других того же, что и для себя».

Важно иметь в виду, что божественная милость охватывает всех людей без исключения, поскольку они были созданы Аллахом из единого существа: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему, а от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин... и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]» (4:1).

Одновременно Коран предусматривает обязанность нести добро всем людям: «Поклоняйтесь Аллаху... Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете» (4:36). При этом авторитетные толкователи Корана подчеркивают, что под «близкими» соседями подразумеваются мусульмане, а под «дальними» - все остальные, причем не только христиане и иудеи, но также язычники.

Эта идея пронизывает и слова Пророка: «Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей». Во время прощального паломничества Посланник Аллаха говорил: «О люди, воистину у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба - над арабом, светлокожего - над темнокожим, темнокожего - над светлокожим, разве только по их благочестию».

По Корану, такое разнообразие должно служить источником не распрей и войн, а порождать дух сотрудничества и желание творить добро:

  • «из Его знамений - создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов [кожи]» (30:22);
  • «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» (49:13);
  • «Каждому из вас мы установили [различные] законы веры и предписания. Если бы захотел Аллах, то он сделал бы вас одной общиной [верующих], однако [Он не сделал], чтобы испытать вас в том, что вам даровал. Так старайтесь же превзойти друг друга в добрых деяниях. К Аллаху всем вам возвращение, и поведает Он вам [истину] о том, в чем вы были не согласны друг с другом» (5:48);
  • «Для каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях» (2:148).

 

Милость и добро к людям лежит в основе отношения к жизни человека

Характерное для террористов пренебрежение ею прямо противоречит Корану, который закрепляет особое отношение Аллаха к человеку, наделенному превосходством над всеми созданиями Творца: « Мы даровали почет сынам Адама» (17:70). Одновременно в священной книге ислама содержится категорический запрет на противоправное лишение человека жизни:

  • «И не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам» (4:29);
  • «И вот потому-то Мы предписали сынам Исраила: "Если кто-либо убьет человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей. Если кто-либо оживил покойника, то это приравнивается к тому, что он оживил всех людей» (5:32);
  • «Не убивайте живых существ, которые запретил убивать Аллах, за исключением тех случаев, когда у вас [на это] есть право» (6:151);
  • «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]» (17:33).

 

Естественно, Коран и Сунна Пророка проявляют особую заботу о жизни мусульман. Так, Аллах предписывает: «Верующему не следует убивать верующего - такое допустимо лишь по ошибке» (4:92), «А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему - ад, где пребудет он вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание» (4:93).

 

 

Надо помнить и изречения Пророка Мухаммада, который, в частности, говорил: «Для каждого мусульманина являются запретными кровь, честь и имущество другого мусульманина». Известно также иное высказывание Посланника Аллаха: «Мусульманину не дозволено устрашать правоверного». Мухаммед предупреждал: «Не пугайте мусульманина, ибо это великое зло» Пророку принадлежит и такие слова: «Никто из вас не должен направлять оружие в сторону своего брата, ведь никому неизвестно, что, возможно, его руку ведет Сатана». Более того, Посланник Аллаха осуждал даже тех, чей взгляд мог породить страх: «Того, кто без причины бросит на мусульманина пугающий взор, Аллах устрашит в Судный день».

На первый взгляд, приведенные положения свидетельствуют о защите лишь мусульман. А как быть с неверными? Ответом на этот вопрос являются, прежде всего, айяты Корана, которые недвусмысленно отвергают принуждение к принятию ислама, провозглашая свободу вероисповедания:

  • «Нет принуждения в вере» (2:256);
  • «Если бы Аллах захотел, то многобожники не поклонялись бы [другим богам] наряду с Ним» (6:107);
  • «Если бы твой Господь захотел, то все, кто есть на земле, без исключения уверовали бы. А ты разве стал бы принуждать людей к вере?» (10:99);
  • «Если бы твой Господь захотел, то Он создал бы людей одной религиозной общиной» (11:118);
  • «О мой народ! Неужели вы полагаете, что я, держась откровения от Господа моего и дарованной Им милости, которые недоступны вашим взорам, стал бы принуждать вас [принять] их, если они вам ненавистны?» (11:28);
  • «И если бы даже ты захотел, [все равно] большая часть людей не уверует» (12:103);
  • «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь. Это Аллах ведет прямым путем, кого пожелает, и Он лучше знает тех, кто ступил на прямой путь» (28:56);
  • «Скажи [,Мухаммад]: "Истина [,с которой я пришел к вам],- от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует" (18:29);
  • «Скажи [, Мухаммад]: "О вы, неверные! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, а вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь. Я ведь не поклонюсь тому, чему вы поклонялись, и вы не поклонитесь тому, чему я поклоняюсь. Вам - ваша вера, мне же - моя вера!" (109:1-6);
  • «Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Поистине, Аллаху ведомо все сущее» (22:17).

Иными словами, неприятие насилия в вопросах веры обосновывается тем, что религиозные споры людей Аллах разрешит сам в Судный день.

Необходимо учитывать, что целый ряд положений Корана появился в то время, когда ислам только утверждался и его приверженцы нередко вступали в конфликт с неверующими и сторонниками иных религий. Порой эти конфликты приобретали форму вооруженных столкновений, получивших отражение в священной книге ислама, которая не исключает обращения к военной силе. Однако Аллах предписывал мусульманам применять оружие не для обращения иноверцев или многобожников в ислам, а лишь в качестве соразмерной ответной меры в случае нападения, насильственного отвращения от религии или вероломного нарушения договора:

  • «Сражайтесь с ними, доколе не прекратятся гонения из-за религии, и о всякой вере будет решать сам Аллах. Если же они перестанут, то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам» (2:193);
  • «Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступите против него, подобно тому, как он преступил против вас» (2:194);
  • «Если вы подвергаете наказанию неверных, то наказывайте таким же образом, как вас наказывали. Но если же вы стерпите [и удержитесь от наказания], то это будет лучше для терпеливых» (16:126);
  • «Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: "Наш Господь - Аллах" (22:39-41);
  • «Если бы Аллах не даровал одним людям возможность защищаться от других, то непременно были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного славят имя Аллаха» (22:40);
  • «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ,- ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию» (60:8,9);
  • «И, конечно, нет укора тем, которые защищаются против нападения» (42:41).

 

Причем даже в случаях отражения агрессии, применения оружия в качестве ответной меры Коран требует соблюдения установленных Аллахом пределов: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]» (2:190);

Одновременно в священной книге ислама специально оговаривается запрет на убийство немусульман, заключивших договор с мусульманами. В случае соблюдения ими взятых обязательств и проявления миролюбия Аллах категорически запрещает прибегать к насилию против них:

  • «Если бы Аллах возжелал, Он сделал бы [неверных] сильнее вас, и они тогда непременно сразились бы с вами. Если же они отступят от вас, не будут сражаться с вами и предложат вам мир, то Аллах не дозволит вам [сражаться с ними]» (4:90);
  • «Если [неверующие] склонны к миру, то и ты [, Мухаммад,] склоняйся к миру и уповай на Аллаха, ибо именно Он [все] слышит и знает» (8:61);
  • «кроме тех многобожников, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не оказывали поддержки против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения обусловленного срока... Пока неверные строго соблюдают договор, вы также соблюдайте его неукоснительно» (9:4,7).

Коран не просто запрещает принуждение к принятию ислама, но и предусматривает строгое потустороннее и земное наказание за умышленное убийство немусульманина и лишение жизни неверного, связанного договором с мусульманами:

  • «А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему - ад, где пребудет он вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание» (4:93);
  • «Если убитый принадлежит к племени, с которым у вас есть договор, то следует уплатить его наследнику выкуп за кровь и освободить верующего раба» (4:92).

 

Такая ответственность предполагает, что жизнь неверного находится под защитой ислама. Все сомнения по этому поводу допустимости убийства неверного снимают выразительные слова Пророка Мухаммада: «Тот, кто убьет неверного, заключившего договор с мусульманами, никогда не ощутит запаха рая».

В отличие от экстремистов, которые предвзято интерпретируют отдельные положения шариата ради обоснования их права лишать жизни неверных, ведущие мусульманские ученые делают акцент на тех айятах Корана, которые отражают его общий смысл и нацеливают на диалог и убеждение в качестве ориентиров отношения ислама к иноверцам:

  • «Призывай [,о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (16:125);
  • «Если вступаете в споры с людьми Писания, то [приводите им] наилучшие [доводы]» (29:46).

 

Террористы открыто попирают эти заповеди. Не случайно крупные современные мусульманские мыслители и ведущие центры исламской политической и правовой мысли однозначно характеризуют деятельность мусульманских экстремистов как распространение нечестия, решительно осуждаемого Кораном:

  • «Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он - заядлый спорщик. Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия» (2:204-205);
  • «Скажи: "Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение» (7:33);
  • «Не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней установлена была праведность» (7:56);
  • «Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие» (16:90);
  • «Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих" (28:77).

 

Важно иметь в виду, что Аллах не ограничивается осуждением бесчинства и распространения бесчестия, но и предупреждает о наказании в будущем мире за такие действия:

  • «И не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам. Мы ввергнем в адский огонь того, кто будет поступать так, [как было сказано], по злому умыслу и склонности к насилию» (4:29-30);
  • «И в тот день тем, кто творил беззакония, не принесут пользы их [мольбы о] прощении и не примут их раскаяния» (30:57);
  • «Укора, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле безо всякого права на то. Им уготовано мучительное наказание» (42:42).

 

При этом речь идет не только о потусторонней каре, которая ждет террористов, но и земной правовой ответственности. По единодушному мнению ведущих современных мусульманских юристов, она в однозначной форме установлена Кораном: «Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все [эти наказания] для них - великий позор в этом мире, а в будущей жизни [ждет] их великое наказание» (5:33). Со ссылкой именно на этот айят в ряде мусульманских стран законодательно установлена ответственность за террористическую деятельность в виде смертной казни.

Все выше сказанное наглядно иллюстрирует диаметральное отличие позиций умеренной толерантной исламской мысли от взглядов идеологов мусульманского экстремизма. Возникает вопрос: если в исламе сложились такие противоположные подходы, то не означает ли это, что все они имеют одинаковый статус, равное право на существование? Убедительный ответ дает концепция тавхида (единобожия).

Экстремисты понимают его как скрупулезное и безоговорочное следование всем конкретным предписания Корана и Сунны Пророка. Для них главным в этих положениях является буква, а не смысл, формальное правило, а не интерес, который оно призвано отстоять. Мусульманские радикалы игнорируют исторический контекст появления используемых ими айятов и хадисов, отказываются от понимания их смысла в единстве с общими началами и принципами ислама.

В противовес радикальной идеологии умеренная, взвешенная исламская мысль делает акцент не на слепом следовании букве отдельных предписаний Корана и хадисов, а на постижении их главных целей.

Такие различия отчетливо прослеживаются в толковании приведенных выше коранических айятов «о мече» и «о джизйе». По утверждению экстремистов, они повелевают Пророку и мусульманам вести тотальную войну против иноверных: «людям Писания» (христианам и иудеям) предлагается принять ислам или платить джизйу (дань, подать), а язычникам выбирать между исламом, джизйей и смертью или же, по другому мнению, только между исламом и смертью.

Данная интерпретация абсолютно несостоятельна, поскольку идет в разрез с кораническими принципами плюрализма, свободы выбора веры, защиты жизни. Поэтому указанным айятам нельзя придавать общий смысл, а подобает относить их исключительно к частным случаям. Предусмотренное в них использование оружия допустимо лишь в отношении тех, кто враждует с исламом или намеревается напасть на мусульман. Только такой подход отвечает смыслу тавхида.

Что же касается мусульманских экстремистов, то они, наоборот, произвольно манипулируют шариатом, рассматривая его как средство, а не как цель. Отказ радикалов учесть смысл и цель конкретных норм Корана и Сунны достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что они отказываются смотреть на шариат как на целостную систему непротиворечивых божественных велений. А значит - не следуют единобожию, предпочитая ему собственное предвзятое толкование заповедей Аллаха.

Исламские предписания убедительно доказывают, что прикрывающиеся исламом террористы - не борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей и искоренители неверия, а посягающие на основные цели шариата грешники, не выступающие против несправедливой власти герои, а сеющие хаос и смуту бунтовщики. За свои преступления и грехи они должны отвечать не только по законам той страны, где они творят зло, или нормам международного права, но и по заповедям ислама, которые должны не стоять на вооружении террористов, а быть обращены против них самих.

В этой связи особую актуальность приобретает точный перевод Корана и хадисов на иностранные языки, от которого зависит адекватное восприятие исламских постулатов в духе толерантности и миролюбия. Одновременно идеологии террористов следует противопоставлять такие начала ислама, как консолидация общества и ценность семьи.

Взгляды и деятельность мусульманских экстремистов не только несовместимы с современным пониманием прав человека, демократии, гуманизма, цивилизованности, но и с исламскими идеалами. Формируя негативный образ ислама и мусульман, распространяя его по всему миру, они посягают на высшую из защищаемых шариатом ценностей - религию, что идет вразрез с исламскими заповедями, которые призывают не к насилию и экспансии ислама ценой жизни человека, а, наоборот, к сотрудничеству людей в творении добра: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).

Nov 10
ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ. БЛИЖНИЙ ВОСТОК: МИРОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИЛЫ»

В среду, 8 ноября, с 10.30 до 14.00 в пресс-центре газеты «Московский комсомолец ...

May 13
Делегация российских учёных посетила КНР

С 4 по 8 мая 2017 г. делегация российских ученых по приглашению китайских партне ...

Apr 26
МИРНаС принял участие в Uniagents Annual Summit 2017 в Дели

Международный институт развития научного сотрудничества (МИРНаС) принял участие ...

Apr 04
V Международная встреча интеллектуалов

30 марта 2017 года в г. Москва в здании Фонда поддержки публичной дипломатии А.М ...

Feb 22
Панельная дискуссия "Турция и Ближний Восток"

Во вторник, 21 февраля в пресс-центре «МК» состоялась панельная диск ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов