25 Apr 2016
Группа стратегического видения "Россия-Исламский мир"
Декларация
Поскольку российские мусульмане не отделяют себя от мировой исламской уммы, постольку и российское общество правомерно считает себя тесно связанным с ее судьбами и потому решительно заинтересовано в ее благоденствии и процветании.
Исламская мысль против терроризма
В оправдание терроризма исламские экстремисты обращаются к стихам Корана, прежде всего, так называемым айятам меча. В них, в частности, говорится: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду... Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими десницами, ввергнет их в позор и поддержит вас против них... Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизйу собственноручно... О, Пророк! Борись с неверными и мунафиками и будь беспощаден к ним. Прибежищем им будет ад, а это скверный конец» (9:5, 14, 29, 73).
Сторонники терроризма приводят также высказывание Пророка Мухаммада, которое якобы открывает путь насилию над неверными: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - Его посланник, а также не станут совершать молитву и вносить закят. Если же они сделают это, то их жизнь и имущество окажутся под моей защитой; в противном случае с ними надлежит поступать по праву ислама, а суд над ними - в руках Всевышнего Аллаха». При этом, используя многозначность арабского языка, идеологи исламского экстремизма понимают ключевое словосочетание в приведенном высказывании не как «пока они не засвидетельствуют», а «с тем, чтобы они засвидетельствовали».
При такой трактовке слова Пророка воспринимаются в качестве оправдания использования оружия для борьбы с неверными. Подобное отношение идеологи мусульманского экстремизма распространяют и на единоверцев, не разделяющих радикальные взгляды. Для этого используется концепция «такфира» - обвинения в неверии. Она фактически означает, что жизнь, честь и имущество мусульман, которые объявлены отошедшими от истинной религии «неверными», лишаются защиты.
Мусульманский экстремизм - это в значительной мере идейное явление. Он опирается на оправдание насилия во имя религии посредством манипулирования отдельными предписаниями Корана и Сунны Пророка, которые, как утверждают террористы, дают им право и даже вменяют им в обязанность убивать неверных и выступать с оружием в руках против любой официальной власти.
В этом отношении особую актуальность приобретают те стороны исламского интеллектуального наследия, а также выводы современной исламской мысли, которые трактуют исламские постулаты совсем в другом ключе. Исламская идейная альтернатива взглядам мусульманских радикалов очень часто замалчивается или даже умышленно искажается. Между тем ее анализ позволяет сделать вывод, что центральное место в исламе занимают противоположные подходам радикалов начала - умеренность, поиск компромиссов, лояльность властям, постепенность, избежание крайностей и риска, освобождение человека от чрезмерных тягот, исключение вреда. Этим ценностям в исламской мысли можно найти более убедительное обоснование, нежели экстремистским взглядам.
Речь идет, прежде всего, об общем отношении к людям, в центре которого - божественная милость, подтверждаемая Кораном:
Хорошо известно и высказывание Пророка: «Ни один из вас не станет истинно верующим, покуда не будет желать для других того же, что и для себя».
Важно иметь в виду, что божественная милость охватывает всех людей без исключения, поскольку они были созданы Аллахом из единого существа: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему, а от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин... и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]» (4:1).
Одновременно Коран предусматривает обязанность нести добро всем людям: «Поклоняйтесь Аллаху... Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете» (4:36). При этом авторитетные толкователи Корана подчеркивают, что под «близкими» соседями подразумеваются мусульмане, а под «дальними» - все остальные, причем не только христиане и иудеи, но также язычники.
Эта идея пронизывает и слова Пророка: «Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей». Во время прощального паломничества Посланник Аллаха говорил: «О люди, воистину у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба - над арабом, светлокожего - над темнокожим, темнокожего - над светлокожим, разве только по их благочестию».
По Корану, такое разнообразие должно служить источником не распрей и войн, а порождать дух сотрудничества и желание творить добро:
Милость и добро к людям лежит в основе отношения к жизни человека
Характерное для террористов пренебрежение ею прямо противоречит Корану, который закрепляет особое отношение Аллаха к человеку, наделенному превосходством над всеми созданиями Творца: « Мы даровали почет сынам Адама» (17:70). Одновременно в священной книге ислама содержится категорический запрет на противоправное лишение человека жизни:
Естественно, Коран и Сунна Пророка проявляют особую заботу о жизни мусульман. Так, Аллах предписывает: «Верующему не следует убивать верующего - такое допустимо лишь по ошибке» (4:92), «А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему - ад, где пребудет он вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание» (4:93).
Надо помнить и изречения Пророка Мухаммада, который, в частности, говорил: «Для каждого мусульманина являются запретными кровь, честь и имущество другого мусульманина». Известно также иное высказывание Посланника Аллаха: «Мусульманину не дозволено устрашать правоверного». Мухаммед предупреждал: «Не пугайте мусульманина, ибо это великое зло» Пророку принадлежит и такие слова: «Никто из вас не должен направлять оружие в сторону своего брата, ведь никому неизвестно, что, возможно, его руку ведет Сатана». Более того, Посланник Аллаха осуждал даже тех, чей взгляд мог породить страх: «Того, кто без причины бросит на мусульманина пугающий взор, Аллах устрашит в Судный день».
На первый взгляд, приведенные положения свидетельствуют о защите лишь мусульман. А как быть с неверными? Ответом на этот вопрос являются, прежде всего, айяты Корана, которые недвусмысленно отвергают принуждение к принятию ислама, провозглашая свободу вероисповедания:
Иными словами, неприятие насилия в вопросах веры обосновывается тем, что религиозные споры людей Аллах разрешит сам в Судный день.
Необходимо учитывать, что целый ряд положений Корана появился в то время, когда ислам только утверждался и его приверженцы нередко вступали в конфликт с неверующими и сторонниками иных религий. Порой эти конфликты приобретали форму вооруженных столкновений, получивших отражение в священной книге ислама, которая не исключает обращения к военной силе. Однако Аллах предписывал мусульманам применять оружие не для обращения иноверцев или многобожников в ислам, а лишь в качестве соразмерной ответной меры в случае нападения, насильственного отвращения от религии или вероломного нарушения договора:
Причем даже в случаях отражения агрессии, применения оружия в качестве ответной меры Коран требует соблюдения установленных Аллахом пределов: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]» (2:190);
Одновременно в священной книге ислама специально оговаривается запрет на убийство немусульман, заключивших договор с мусульманами. В случае соблюдения ими взятых обязательств и проявления миролюбия Аллах категорически запрещает прибегать к насилию против них:
Коран не просто запрещает принуждение к принятию ислама, но и предусматривает строгое потустороннее и земное наказание за умышленное убийство немусульманина и лишение жизни неверного, связанного договором с мусульманами:
Такая ответственность предполагает, что жизнь неверного находится под защитой ислама. Все сомнения по этому поводу допустимости убийства неверного снимают выразительные слова Пророка Мухаммада: «Тот, кто убьет неверного, заключившего договор с мусульманами, никогда не ощутит запаха рая».
В отличие от экстремистов, которые предвзято интерпретируют отдельные положения шариата ради обоснования их права лишать жизни неверных, ведущие мусульманские ученые делают акцент на тех айятах Корана, которые отражают его общий смысл и нацеливают на диалог и убеждение в качестве ориентиров отношения ислама к иноверцам:
Террористы открыто попирают эти заповеди. Не случайно крупные современные мусульманские мыслители и ведущие центры исламской политической и правовой мысли однозначно характеризуют деятельность мусульманских экстремистов как распространение нечестия, решительно осуждаемого Кораном:
Важно иметь в виду, что Аллах не ограничивается осуждением бесчинства и распространения бесчестия, но и предупреждает о наказании в будущем мире за такие действия:
При этом речь идет не только о потусторонней каре, которая ждет террористов, но и земной правовой ответственности. По единодушному мнению ведущих современных мусульманских юристов, она в однозначной форме установлена Кораном: «Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все [эти наказания] для них - великий позор в этом мире, а в будущей жизни [ждет] их великое наказание» (5:33). Со ссылкой именно на этот айят в ряде мусульманских стран законодательно установлена ответственность за террористическую деятельность в виде смертной казни.
Все выше сказанное наглядно иллюстрирует диаметральное отличие позиций умеренной толерантной исламской мысли от взглядов идеологов мусульманского экстремизма. Возникает вопрос: если в исламе сложились такие противоположные подходы, то не означает ли это, что все они имеют одинаковый статус, равное право на существование? Убедительный ответ дает концепция тавхида (единобожия).
Экстремисты понимают его как скрупулезное и безоговорочное следование всем конкретным предписания Корана и Сунны Пророка. Для них главным в этих положениях является буква, а не смысл, формальное правило, а не интерес, который оно призвано отстоять. Мусульманские радикалы игнорируют исторический контекст появления используемых ими айятов и хадисов, отказываются от понимания их смысла в единстве с общими началами и принципами ислама.
В противовес радикальной идеологии умеренная, взвешенная исламская мысль делает акцент не на слепом следовании букве отдельных предписаний Корана и хадисов, а на постижении их главных целей.
Такие различия отчетливо прослеживаются в толковании приведенных выше коранических айятов «о мече» и «о джизйе». По утверждению экстремистов, они повелевают Пророку и мусульманам вести тотальную войну против иноверных: «людям Писания» (христианам и иудеям) предлагается принять ислам или платить джизйу (дань, подать), а язычникам выбирать между исламом, джизйей и смертью или же, по другому мнению, только между исламом и смертью.
Данная интерпретация абсолютно несостоятельна, поскольку идет в разрез с кораническими принципами плюрализма, свободы выбора веры, защиты жизни. Поэтому указанным айятам нельзя придавать общий смысл, а подобает относить их исключительно к частным случаям. Предусмотренное в них использование оружия допустимо лишь в отношении тех, кто враждует с исламом или намеревается напасть на мусульман. Только такой подход отвечает смыслу тавхида.
Что же касается мусульманских экстремистов, то они, наоборот, произвольно манипулируют шариатом, рассматривая его как средство, а не как цель. Отказ радикалов учесть смысл и цель конкретных норм Корана и Сунны достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что они отказываются смотреть на шариат как на целостную систему непротиворечивых божественных велений. А значит - не следуют единобожию, предпочитая ему собственное предвзятое толкование заповедей Аллаха.
Исламские предписания убедительно доказывают, что прикрывающиеся исламом террористы - не борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей и искоренители неверия, а посягающие на основные цели шариата грешники, не выступающие против несправедливой власти герои, а сеющие хаос и смуту бунтовщики. За свои преступления и грехи они должны отвечать не только по законам той страны, где они творят зло, или нормам международного права, но и по заповедям ислама, которые должны не стоять на вооружении террористов, а быть обращены против них самих.
В этой связи особую актуальность приобретает точный перевод Корана и хадисов на иностранные языки, от которого зависит адекватное восприятие исламских постулатов в духе толерантности и миролюбия. Одновременно идеологии террористов следует противопоставлять такие начала ислама, как консолидация общества и ценность семьи.
Взгляды и деятельность мусульманских экстремистов не только несовместимы с современным пониманием прав человека, демократии, гуманизма, цивилизованности, но и с исламскими идеалами. Формируя негативный образ ислама и мусульман, распространяя его по всему миру, они посягают на высшую из защищаемых шариатом ценностей - религию, что идет вразрез с исламскими заповедями, которые призывают не к насилию и экспансии ислама ценой жизни человека, а, наоборот, к сотрудничеству людей в творении добра: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).
17 мая 2023 года в 12:00 часов по московскому времени, ауд.228 (профессорская), ...
27 декабря 2022 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...
21 ноября отмечает юбилей Президент Международного Института Развития Научного С ...
29 августа в стенах Института востоковедения Российской академии наук прошел Меж ...
1 марта 2022 г. в 13:30 Российский совет по международным делам (РСМД) совместно ...
Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист.
Доктор политических наук, профессор МГИМО
Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук.
Профессор
Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.
Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук.
Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.