Английский город будущего: чего можно ожидать от транспорта к 2050 году?

17 Aug 2021

Недавно был опубликован отчет по развитию транспортной отрасли Великобритании до 2050 года: в нем есть и о концепциях спроса на транспорт, и о ключевых направлениях развития транспортной отрасли. Этот документ помогает лучше понять сегодняшние тренды и веяния в транспортной сфере, и чтобы разобраться в вопросе, мы проанализировали отчет и разложили для вас все по полочкам.

Сначала поговорим о новых концепциях спроса на транспорт.

После пандемии спрос на общественный транспорт упал, но к 2025 году британские эксперты прогнозируют его полное восстановление и дальнейший ежегодный рост на 1,4%. Авиаперевозки будут прибавлять по 5,5% ежегодно, а с 2030 года — по 4,5%, но спрос на них все-таки будет ниже, чем на ж/д и морские перевозки (из-за высокой стоимости на билеты). Авиа-отрасль также ждет запуск новых типов самолетов (в первую очередь, для доставки грузов) — к 2040 году общая стоимость этого рынка услуг составит $510 млрд.

Пандемия повлияла не только на общественный транспорт, но и на пешую активность — здесь эксперты обещают укрепление «тренда» ходить пешком и пользоваться средствами микромобильности (велосипеды, самокаты). Дептранс Великобритании хочет помогать жителям страны в этом стремлении и планирует обеспечить 50% всех передвижений в городской среде (расстояния менее 8 км) за счет пешей активности или велосипедов/самокатов. А если добавить к этому общественный транспорт, то можно и вовсе отказаться от личного авто! Кстати, что касается личных и коммерческих авто: к 2030 году все равно прогнозируется рост трафика на 23-108%, в основном, из-за доставок из интернет-магазинов. Такой скачок планируют «тормозить» каршерингом и тем фактом, что использование личного авто в рамках города станет попросту не таким удобным, как использование средств микромобильности и общественного транспорта. А еще — будет регулироваться стоимость въезда в центр города на личном авто (скорее всего, цена будет только расти).

Кстати, если говорить об общественном транспорте, то уже к 2040 использование автобусов сократится из-за альтернативных видов транспорта. Тем не менее, их отчасти сохранят — за счет снижения эксплуатационных расходов и снижения стоимости проезда. Автобусы все еще будут часто курсировать там, где другой транспорт не будет хорошо развит — следовательно, поездки останутся актуальными. Крупногабаритного грузового транспорта тоже станет меньше: к 2025-2030 году его количество вырастет всего на 2-4%, а движение будет ограничено и возможно только по определенным автомагистралям.

Что касается спроса на морские и ж/д перевозки: по морю доставляется около 95% грузов, прибывающих в Англию. Планируется увеличить эту цифру с помощью «свободных портов» — они должны будут связать порты, расположенные недалеко друг от друга, и этим заместить использование грузовых авто и ж/д перевозки уже к 2025-2040 годам.

Пассажирский ж/д транспорт постепенно набирает обороты после пандемии: сейчас 75% пользователей готовы вернуться к передвижению на поездах. Их хотят сделать еще более удобными с помощью транспортных хабов, где пользователь сможет оперативно переключаться между видами мобильности. Но удаленная работа в любом случае внесет свои коррективы — пассажиров будет меньше, но в целом ж/д трафик вырастет благодаря грузоперевозкам, которых будет становиться все больше и больше.

Теперь — о том, как в Англии будут развивать транспортную отрасль до 2050 года.

Три основных пункта развития можно обозначить так: разные виды транспорта будут более связаны друг с другом, станут более автономны, а еще изменится сама инфраструктура — станет более чистой и экологичной.

Связывать транспорт планируют безопасной спутниковой и сотовой связью. К 2030 повсеместно появится 5G, к 2050 — 7G. Это создаст централизованную систему управления дорожным движением, все транспортные средства смогут полноценно взаимодействовать друг с другом (а еще с заправочными и подзарядочными станциями!). Конечно же, с помощью сетей будут собирать данные пассажиров: в основном для того, чтобы успешно моделировать трафик и помогать быстро и удобно бронировать и оплачивать транспорт. Помимо всего прочего, к 2040 году будет развернута Усовершенствованная Европейская система управления поездами 2 уровня, которая покроет 95% ж/д сети Британии. Грузовики тоже будут включены в сеть: они будут делиться с властями данными о загрузке и скорости движения в online-режиме.

Что с автономностью? Уже к 2025 на дороги выйдут частные авто, способные к автономии уровня 3, к 2030 — уровня 4. К 2022 Англия завершит испытания автоматизированных грузовиков (использовать их начнут к 2030 году), а к 2035 протестирует автоматизированные автобусы и микроавтобусы. К 2030 году к процессу автоматизации подключат воздушный и водный транспорт. К 2050 году абсолютно весь транспорт Британии будет автоматизирован — тем не менее, некоторый персонал на борту сохранят, чтобы можно было оказывать помощь пассажирам. А вот доставку в городах и в сельские районы, кстати, хотят осуществлять с помощью беспилотных дронов.

Ну и, пожалуй, самое главное — транспорт хотят делать экологичным. До 2030 акцент будет на жидком топливе: водороде, биотопливе, ископаемых, большинство транспортных средств все еще будет с ДВС или гибридным двигателем (к 2035 году планируют коммерциализировать водородные самолеты!). Но вот на 2030-2050 эксперты прогнозируют ключевой скачок в энергетике и уже после этого в Англии начнут продавать новые авто и грузовики, не оставляющие за собой вообще никаких выбросов — конечно, все понимают, что на полное обновление транспортного парка уйдет значительное количество времени.

К 2050 году планируется, что аккумуляторные батареи будут питать более 99% легковых авто и фургонов, 50% грузовиков и автобусов, 95% поездов и 100% велосипедов и самокатов. У водорода тоже серьезная роль — к 2050 году водород будет питать другие 50% грузовиков и автобусов, 25% воздушного транспорта и 4% морского транспорта. 80% внутреннего морского транспорта и 60% воздушного транспорта будут использовать жидкое топливо.

Получается, что к 2050 году потребление нефтепродуктов транспортной отраслью Британии сократится более чем на 90%! Конечно, потребности в экологически чистом авиационном топливе, аммиаке (для морского транспорта), электроэнергии вырастут очень и очень значительно, что потребует глобально пересмотреть транспортную инфраструктуру. Еще уже к 2030 году понадобится обеспечить 280 тысяч пунктов электрозарядки, а к 2050 году будут нужны зарядные станции на каждых 800 км ж/д сети, которая будет работать на аккумуляторных поездах. Ну и, конечно, развитие спутниковой системы для объединения всех транспортных сетей.

В конце скажем несколько слов о бизнес-моделях нового транспортного рынка: к 2030 рынок, основанный на транспортных данных, достигнет $750 млрд — в основном, благодаря деятельности вокруг цифровизации. Транспортные активы будут стараться использовать на полную: например, когда пассажирский спрос будет падать, простаивающие транспортные средства перенаправят на доставки и грузоперевозки. Также с регулированием пассажирского спроса должны будут помочь MaaS и другие персонализированные транспортные услуги по требованию.

Что касается доставок: понятно, что с ростом онлайн торговли около 40% глобальных затрат на логистику приходится на так называемую «последнюю милю», то есть, доставку прямо до порога. Затраты на такую доставку планируют снижать благодаря автоматизации процессов и разработке эффективных схем хранения и распределения товаров, повышению уровня связанности транспорта и запуску коммерческих дронов.

Источник: ШЭР-медиа

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов