К африканскому турне Сергея Лаврова: некоторые важные факты

08 Sep 2021

Об авторе: Михаил Васильевич Демурин - политический аналитик, публицист, общественный деятель. Автор двух сборников публицистики и политической аналитики: «Потребен днесь и воин, и монах…» (2010 год) и «Стать самими собой» (2015 год).

Информация МИД о начинающемся сегодня визите Сергея Лаврова в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию, а также в находящуюся в Аддис-Абебе штаб-квартиру Африканского союза — это повод для положительных политических эмоций. Особенно для тех, кто, как автор этой статьи, посвятил развитию отношений со странами Африки значительную часть своей жизни.

В том, насколько динамично и в каком направлении в 1950-х — 1970-х годах шёл процесс крушения колониальной системы империализма, решающую роль сыграла именно наша страна. Примечательно, что все из запланированных для посещения министром стран после завоевания независимости в той или иной форме провозглашали цель построения социалистического общества, а их правящие партии сохраняют в своих программах левые, марксистские идеи.

В том, что некоторые из находившихся в условиях традиционного общества африканских стран вставали тогда на путь построения основ социализма, не было искусственности. И не потому, что в обстоятельствах холодной войны у них не было другого выбора, — он был. Просто это был бы выбор в пользу неоколониализма, нового поглощения западным миром, и примеров тому немало. В свою очередь, выбор в пользу социалистической модели давал африканцам возможность творить самостоятельную политику, сохранять свою самобытную культуру, развивать своё общество в соответствии со своими традициями. И делать всё это, приобщаясь ко всему тому огромному объёму культуры, знаний, политического ресурса и экономических возможностей, который открыла им наша страна.

Именно поэтому сотрудничество с ними во времена СССР носило системный и многосторонний характер. И именно поэтому те силы, которые привели свои народы к независимости, смогли сохранить за собой власть в сложный период, когда великий союзник в лице Советского Союза ушёл с международной арены, а его продолжатель — Российская Федерация — оказался далеко не на высоте в своих внутренних и мировых делах.

Период, который условно можно назвать «уходом» или «отсутствием» России в Африке, продолжался более десяти лет: с конца 1980-х до начала 2000-х годов. В 2000 году МИДом России была подготовлена новая концепция африканской политики, которая исходила из того, что решение задачи преодоления однополярного мирового устройства предусматривает необходимость восстановления нашей страной прочных политических и экономических связей со странами Африки.

В это время стали возобновляться российско-африканские политические контакты на высоком и высшем уровне. В 2006 году Владимир Путин побывал в ЮАР и Марокко. В 2009 году Анголу, Египет, Намибию и Нигерию посетил Дмитрий Медведев. Неоднократно с визитами в африканских странах побывал Сергей Лавров.

Возвращение России в Африку шло неровно, и дело тут не только в нехватке ресурсов. Что хуже — не хватало политической последовательности и воли, как в случае с попустительским голосованием в Совете Безопасности ООН в 2011 году по ливийской резолюции, облегчившим США решение задачи по ликвидации народной политической системы Муамара Каддафи и последовавший разгром этой страны. Такие поступки не проходят бесследно, особенно для обострённого столетиями белой эксплуатации африканского сознания.

На волне интереса Российского государства к возвращению тех позиций, которые наша страна имела на Африканском континенте до 1991 года, российские частные и государственные компании активизировали свою работу в Африке. В значительной мере их интерес был связан с разработкой различного рода минеральных ресурсов, особенно тех видов стратегического сырья, которые после развала СССР оказались для нашей промышленности в дефиците. Это марганцевые, урановые, хромовые и титановые руды, а также бокситы. Небезынтересными для нас, естественно, являются и африканские запасы нефти и газа.

Именно об этом, как следует в упомянутом материале МИД, пойдёт речь на переговорах Сергея Лаврова в Луанде, Виндхуке, Мапуту, Хараре и Аддис-Абебе, но не только. Если говорить об экономике, то это энергетика, включая ядерную, транспорт, сельское хозяйство, банковское дело, связь и телекоммуникации. Восстанавливает наша страна и такие важные направления сотрудничества, как здравоохранение и подготовка для своих партнёров в Африке их национальных кадров в российских учебных заведениях, помощь им в сфере образования и науки.

Ещё большее значение в современных обстоятельствах международной жизни имеет политическая составляющая визита российского министра. Руководители Анголы, Намибии, Мозамбика, Зимбабве и Эфиопии, как и многих других стран Африки, имеют схожее с нами восприятие происходящих в современной международной жизни процессов, и в этом нет ничего удивительного: нашему внешнеполитическому взаимопониманию и сотрудничеству не один десяток лет. Поддержка ими инициатив России, направленных на формирование справедливого мирового порядка, создание прочных гарантий против вмешательства во внутренние дела суверенных государств, реальна и важна для нашей страны. Тесное взаимодействие с ними в ООН и в рамках других международных организаций и форумов давно даёт взаимно полезные плоды. Россия в свою очередь готова оказать поддержку их усилиям в урегулировании конфликтов в важных для них «горячих точках», обеспечение устойчивого социально-экономического развития всего Африканского континента. Немалое значение имеет также обмен опытом и совместные действия в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Осталось добавить то, что в сообщении МИД не фигурирует, но очевидно подразумевается. Со всеми из стран, в которых побывает Сергей Лавров, в период существования СССР у нас имелось плотное сотрудничество в военной сфере. В постсоветский период оно значительно сократилось, но так или иначе, в силу большого количества наших вооружений и техники, поставленных ранее и нуждавшихся в обслуживании, поддерживалось. Сегодня оно вновь начинает развиваться, и это важный аспект двусторонних связей не только с точки зрения интересов российских производителей, но и под углом зрения активной конкуренции за позиции на континенте, которую ведут все современные мировые центры влияния.

Итак, начинающийся визит министра — хороший повод не только поговорить о настоящем, но и вспомнить о том, что наша страна сделала в Африке в ключевой период её развития. Дело освобождения народов мира, которое с первых лет своего существования и на протяжении всей своей истории делал Советский Союз, — это одно из величайших культурно-исторических свершений, которым у нас всегда будут основания гордиться. Это, однако, был не просто альтруизм или, как мы тогда говорили, наш интернациональный долг. Это было долгосрочное вложение культурного и политического капитала. Африканские элиты, в том числе и в перечисленных странах, помнят, благодаря кому они смогли обрести независимость, выжить и удержать власть. Помнят об этом и народы соответствующих стран: такой помощи на пути развития их независимой государственности, да и их собственного культурного возрастания не оказала ни одна страна мира.

В широком смысле эти заделы дают возможность России при желании «вернуться в Африку» в той мере, в которой это было бы ей на благо в современных обстоятельствах. В конкретной привязке к начинающемуся визиту — рассчитывать на дополнительную расположенность и доверие. Советский «багаж» в этом случае оказался прочным.

Источник:  REGNUM

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов