Как иранская ядерная сделка повлияет на Турцию?

19 Sep 2015

Тегеран может занять позиции Анкары на Ближнем и Среднем Востоке

Достижение соглашения по ядерной программе между странами «шестерки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) и Ираном, соседствующем с Турцией на востоке, — исторический шаг на пути к миру на Ближнем и Среднем Востоке. Документ представляется важным с точки зрения политических и экономических последствий. Ядерная сделка существенно повлияет на мировую экономику и на расстановку сил в Средней Азии, а для Турции может иметь целый ряд как положительных, так и отрицательных последствий. Анкара за итогами переговоров наблюдала дистанционно, что точно отображает достигнутую за последние пять лет позицию страны. Вначале переговоров Турция сыграла важную роль. Ахмет Давутоглу, в то время занимавший пост министра иностранных дел, неоднократно намеревался вмешаться в развитие событий после негативных заявлений из Ирана. Кроме того, он несколько раз встречался с верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон, провел ряд переговоров по телефону с иранскими и европейскими лидерами. А в 2010 году Бразилия и Турция, действующие на основании подготовленного президентом США письма, сумели убедить Иран в необходимости переговоров.

Иран — грозный соперник Турции?


С 2011 года Анкара взяла курс на сознательную изоляцию. Свою внешнюю политику она выстраивала только вокруг сирийского вопроса: единственной преследуемой целью стала попытка свергнуть президента Башара Асада. Однако в отслеживании такой попытки Турция сама себе вырыла яму. Отношения с Россией по этому вопросу стали предельно напряженными, а коррупционный скандал в декабре 2013 годалишь усугубил злоупотребления властью, в стране проводилась антидемократическая политика ограничения гражданских свобод. На протяжении последних лет Турция дискредитировала себя в глазах западного мира, стран Ближнего Востока и Африки, хотя ранее Анкара отличалась способностью успешного выстраивания диалога и выступала гарантом безопасности в регионе. Среди главных событий со знаком «минус» следует выделить приостановление реформ по вступлению в ЕС, американо-турецкие отношения в контексте иранской ядерной программы, а также напряженные отношения с Израилем. Турция потеряла статус страны, отстаивающей национальные ценности и стабильность, личная выгода отдельных политических лидеров оказалась приоритетом.

Последняя встреча в верхах, посвященная ядерной политике, состоялась в Турции в мае 2013 года. Даже то обстоятельство, что Анкара не входила в «шестерку» международных посредников, не помешало ей быть в эпицентре событий. Саммит освещался главным образом в турецкой прессе. На этом фоне Тегеран набирает политические очки. Благодаря уступкам Запада, Иран постепенно избавится от экономических санкций, загнавших страну в тупик. Финансовые учреждения ИРИ смогут внедрится в мировую банковскую систему и проводить валютные операции в системе Swift. Иными словами, Ирану больше не понадобятся такие бизнесмены, как Реза Зарраб, противозаконная деятельность которого всплыла во время скандала в Турции в декабре 2013 года. Тогда банковская система была отягощена санкциями, а покупка Анкарой иранского газа и нефти представляла серьезные трудности. Осуществлять банковские операции в долларах было запрещено. Зарраб с помощью личных договоренностей и взяток в виде комиссии за совершаемые сделки с легкостью осуществлял нелегальную продажу иранского газа и нефти, приобретая за выручку необходимые товары: продукты питания, медикаменты и золото. Однако после достижения договоренности по ядерной программе бизнес-операции можно с легкостью осуществлять через банковскую систему.

Новый период, стартовавший с ядерной сделкой, открывает для Турции как новые возможности, так и существенный рост конкуренции со стороны других стран. Общеизвестно, что Иран располагает достаточно крупными запасами природного газа и является четвертой в мире страной по запасам нефти. Именно по этой причине он представляет особый интерес для энергокомпаний. Население ИРИ составляет 77 миллионов человек, а экономика страны, национальный доход которой составляет $370 млрд, зависит не только от экспорта природного газа и нефти. Следовательно, страны «шестерки», подписавшие соглашение, своими действиями инициируют выдвижение Ирана на лидирующие позиции в регионе Ближнего и Среднего Востока. Расстановка сил изменится: не исключено, что Тегеран унаследует нынешние позиции Анкары. Иностранные инвестиции существенно увеличатся. С другой стороны, усилятся и шииты в Ираке, что заставит Анкару пересмотреть свою энергетическую и внешнеторговую политику в этой стране. На внутреннем рынке Ирака главным конкурентом в области экспорта товаров окажется Иран, и серьезных потерь не избежать. В исламской республике достаточно хорошо развита система предприятий (KOBİ) малого и среднего бизнеса в сфере продовольственной, химической, текстильной и машиностроительной промышленности. Компании, работающие в этих областях, могут составить конкуренцию Турции не только на Ближнем Востоке, но и в Африке.

Экономику Ирана ожидает подъём

Высока вероятность того, что устаревший флот иранской гражданской авиации будет обновлен при поддержке американской компании Boeing.Напомним, что крупнейший в мире производитель грузовиков Daimler закрыл свой филиал в Тегеране в 2011 году: иранская Khodro совместно с Daimler выпускала дизельные моторы. Однако в контексте последних событий можно предположить, что партнеры вновь сядут за стол переговоров. Более того, Khodro и французскаяPeugeot ведут переговоры по созданию совместного предприятия. А Renault, два года назад покинувшая иранский рынок, планирует вернутся. Не вызывает сомнений и то, что такие корпорации, как BP, Eni, Royal Dutch Shell, Total, Statoil и Exxon успешно реализуют свои проекты в Иране.Тем более что некоторые из них имеют серьезный опыт работы в исламской республике. Если ИРИ будет соблюдать условия подписанного соглашения,то за десять лет эта страна достигнет небывалых высот и займёт лидирующие позиции в регионе. Развитие будет финансироваться за счет прямых и стремительно растущих инвестиций, а также выручки от экспорта.

Напомним, что пик санкций со стороны США пришелся на 2011 год, эмбарго в прямом смысле загнало Иран в угол. Денежный поток между иранскими и европейскими банками был прерван. Страну исключили из Международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей — SWIFT.Прибыль в размере $100 млрд от продажи нефти и природного газа, которая являлась жизненно важной составляющей экономики, вдруг оказалась недоступной из-за блокирования денежных переводов. В то время президентом был Махмуд Ахмадинежад, который для решения проблемы инициировал создание альтернативной банковской системы. Возглавил новую структуру бывший шофер главы Центрального банка Ирана Бабек Зенджани. Под его лидерством была создана сеть банков с представительствами в России, Китае, Турции и странах Персидского залива. Через множество новообразованных компаний осуществлялся «трансфер золота» — в страну поступали миллиарды долларов. Махинаторам выплатили в качестве комиссионных около$2,5 млрд.

Несмотря на предпринимаемые меры, санкции существенно ослабили экономику. С 2012 по 2015 г. она сократилась на 30%, что негативно отразилось на трудоустройстве граждан, безработица возросла в разы. Подорожали продукты первой необходимости, что заставило граждан выйти на улицы. «Разум иранского государства» вовремя разглядел, что экономический кризис перерос в политический, превращаясь в угрозу режиму. В результате мягкого вмешательства «команда ястребов» потерпела поражение. Новое правительство Хасана Рухани представлялось более подходящей альтернативой для выстраивания стабильных отношений с Западом. Сам Рухани отличается тонким аналитическим умом, способным считывать развитие событий на мировой арене, что сопрягается с глубокими познаниями в экономике. Первое, чему положил конец новый иранский лидер — это коррупция. В результате расследования коррупционного скандала под стражу были взяты бюрократы из высших эшелонов власти, среди которых оказался и Бабек Зенджани, связанный с Турцией. С 2013 года задержанные пребывают под следствием.

Согласно пятилетнему плану развития, подготовленному государственным департаментом по планированию, для восстановления экономики необходимо, чтобы каждый год рост был не ниже 8%. Для реализации плана стабилизации непременным условием должно стать инвестирование $361 млрд за период с 2016 по 2021 год. Из них $200 млрд может быть компенсировано за счет государственных источников, а остальная сумма — за счет иностранного капитала. Таким образом, ядерная сделка Тегерана была продиктовано не только стратегически выгодными аргументами, но и экономической необходимостью, остро стоящей на повестке дня.

Асалыоглу Ариф, генеральный директор
Международного института развития научного сотрудничества MИРНaС

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов