Насыров И.Р. О роли исламоведения в контексте диалога культур

30 May 2016

Насыров Ильшат Рашитович, д.филос.н., внс Института философии Российской академии наук

В условиях эпохи глобализации особенно актуальной становится желание всех стран и народов жить в мире друг с другом. Достижение этой цели возможно лишь на основе диалога и взаимного сотрудничества. В контексте глобальных вызовов современности следует говорить не только о диалоге различных локальных культур и религий, но также и о сосуществования в одном месте представителей разных культур и религий. Раньше была актуальна проблема терпимости большинства к немногочисленным представителям различных сект и других конфессий. Сегодня обострилась проблема совместного проживания больших конфессиональных, этнокультурных сообществ. Это актуально не только для Запада, но и для России, Казахстана, Средней Азии, Украины, стран Закавказья и Прибалтики.

В мире продолжаются войны, гуманитарные катастрофы и нарушение фундаментальных прав человека, как, например, право на жизнь. Развитые страны сталкиваются с проблемой массовой миграции. Наиболее сильно эта проблема выражается в сложном комплексе взаимоотношений между Западом и исламским миром, или в том, что некоторые исследователи называют конфликтом западного мира с миром ислама[1].

В свете вышесказанного следует признать, что диалог культур является моральным императивом нашей эпохи. Интеллектуалам и главам конфессий  отводится при этом важная роль по налаживанию межкультурного и межрелигиозного диалога. Подобный диалог должен опираться на объективное знание. И тут свое слово должна сказать наука. Целью науки, в том числе гуманитарной науки, является выработка объективных и обоснованных знаний об обществе. Соответственно, цель исламоведения, одной из научных гуманитарных дисциплин, состоит в предоставлении научно обоснованной информации об исламе и его взаимоотношениях с другими религиями[2]. То есть, задача исламоведения – получение объективной информации об исламе как религии и культуре.

Необходимым условием для получения реальной картины формирования и развития ислама и взаимоотношений мира ислама с другими культурами является избавление от ложных стереотипов об исламе как религии и культуре. В преодолении стереотипов надо опираться в первую очередь на лучшие традиции исламоведения и на достижения современных ведущих ученых, как западных стран, так и России, Ирана, Турции и других стран мусульманского мира. Не в последнюю очередь задача избавления от ложных стереотипов об исламе стала актуальной из-за появления странного феномена – «экспертного сообщества», куда входят также так называемые «эксперты по исламу». Многие эти «эксперты по исламу», без наличия знания арабского, персидского, староосманского и других языков мусульманских народов и научных знаний об исламе и исламской культуре, рассуждают о «сущности» ислама (почему-то обязательно агрессивной). Они рисуют страшные сценарии грядущей войны мира ислама со всем остальными частями мира и участвуют в так называемой «экспертной оценке» исламской литературы. Самое печальное последствие деятельности подобных «экспертов по исламу» – внедрение в широкое общественное сознание негативного образа ислама и мусульман. Плоды такой «экспертной деятельности» мы уже пожинаем. Судья российского города Южно-Сахалинск в 2015 году с подачи таких «экспертов» признала экстремистской книгу с цитатами из Корана. И только личное вмешательство президента России Владимира Владимирович Путина не допустило фактического запрещения Корана, священной для всех мусульман книги, на территории Российской Федерации. Президент России подписал указ о запрете признавать тексты священных книг экстремистскими. Это уберегло Россию от неминуемого позора перед всем цивилизованным миром.

В связи с вышесказанным можно определить ряд наиболее важнейших задач исламоведения. Во-первых, избавление от ложного стереотипа о якобы принципиальной несовместимости Запада и исламского мира. Напряженные взаимоотношения между современными западными странами и мусульманским Востоком часто понимают на Западе как противостояние между христианством и исламом, а некоторые аналитики считают, что это противостояние угрожает перерасти в войну между Западом и исламским миром. Речь идет о тезисе американского политолога Самуэля Хантингтона о «столкновением цивилизаций»[3]. Концепция С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» привлекает многих людей своим тезисом о противостоянии «цивилизации» «нецивилизациям». В данном случае «западная цивилизация» рассматривает в качестве высшей ступени всемирно-исторического развития, тогда как ее антипод (не-западные  культуры) является демонстрацией «недо-цивилизации», или еще «не-цивилизации».

Но базовые допущения этой концепции приводят к теоретически неразрешимым проблемам. Дело в том, что одним из важнейших критериев различия цивилизаций для С. Хантингтона является религия[4], рассматриваемая, наряду с другими институтами (верховенство закона и др.) западной культуры,  в качестве неких уникальных «ценностей», не имеющих аналога в системе «ценностей» других «цивилизаций». Следовательно, концепция «столкновения цивилизаций» основана на допущении о вечном опережении Западом своего Другого (или не-западных культур). Возникает вопрос, как же можно утверждать о «стадиальном развитии» цивилизаций, если отсутствие в других цивилизациях вышеуказанных «уникальных» ценностей западной цививлизации (христианство, верховенство закона), заведомо не даст возможность не‑западным культурам достичь в перспективе уровня развития, на которой находится западная цивилизация? Правы те ученые, как Борис Капустин, утверждающие, что противоречия теории «столкновения цивилизаций» поддаются только практическому, а не теоретическому разрешению. «Таким практическим разрешением явилась глобальная экспансия Запада (в формах торгово-экономического, военно-политического, “культурного империализма” и т.д.), которая лишь de facto превращала всего лишь локальное в универсальное»[5]. Другими словами, теория «столкновения цивилизаций» служит обоснованием объявления смены эпохи прежнего идеологического противостояния на эпоху борьбы с терроризмом (бесконечной по определению), фактически легитимацией империалистической политики Запада в отношении не-западных стран под благовидным предлогом борьбы с «международным терроризмом».

В основе концепции “столкновения цивилизаций” лежит заимствованная у европейских интеллектуалов кон. XIX и XX вв. идея о том, что моральный дух западной цивилизации сложился преимущественно под влиянием христианства. Согласно этой точке зрения, благодаря унаследованной от античности способности и тяги к исследованию Запад является миром, преисполненным духа активности, где человек движим требованиями разума и природы. Восток же для них – это мир, погруженный в покой и самосозерцание, бездеятельный и не способный к умственной рефлексии, озабоченный прошлым и не придающий особого значения будущему. Надо сразу сказать, что с точки зрения науки, такое понимание сущности восточной цивилизации является чисто идеологическим, то есть ненаучным. Оно основано на империалистических предрассудках европейцев, желавших «научно» оправдать свою политику по ограблению природных богатств своих восточных колоний и угнетению подвластных им мусульманских и немусульманских народов Востока.  

Вторая важнейшая задача исламоведения – критика ложного утверждения, что причина отставания мусульманского мира заключается в исламской религии. Тут следует опираться на лучшие достижения исламоведения, в том числе российского. Выдающийся русский востоковед Василий Бартольд (1869–1930) отмечал, что причиной отставания мусульманская мира является комплекс социально-экономических и политических причин. Это «великие географические открытия» XV-XVI вв., которые позволили европейцам захватить превосходство на морях, экономический кризис в мусульманских странах, который вызвал уже культурный упадок на исламском Востоке, и т.д. Сам ислам никогда не противостоял Западу, напротив, ислам  как культура в период своего расцвета был частью западной цивилизации, цивилизации Средиземноморья. Я согласен с точкой зрения выдающегося востоковеда-тюрколога д-ра Заки Валиди Тогана (1890–1970), что исламский Восток относится к восточному миру в чисто географическом смысле, что исламский Восток, рассматриваемый в цивилизационном отношении, на самом деле является частью западной цивилизации, отличаясь от него как культура.

В эпоху своего творческого развития исламский мир был частью западного мира, развивающегося на основаниях средиземноморской цивилизации. Шумерские меры весов и денежные единицы, как динар, дирхем, мискал, хорезмийские дина, крам (dina kram), способ летоисчисления Селевкидов, фигурирование Александра Македонского в Коране в качестве пророка монотеистической религии и т.д. – все свидетельствует о единстве исламского мира с античной цивилизацией. Исламская культура сформировалась как составная часть единой средиземноморской цивилизации. Исламская культура является наследницей античной цивилизации. Исламская культура сохранила и преумножила культурные, научные и философские традиции античности. Распространение ислама, в том числе в Средней Азии и Казахстане, приобщала многие народы к достижениям античной культуры. Наглядным примером может служить выдающийся мусульманский ученый и философ аль‑Фараби (872–950), родившийся на территории Южного Казахстана. Аль‑Фараби развивал традиции античной философии в условиях своей мусульманской культуры.  

Еще одна задача исламоведения – выявление социально-экономических и политических причин роста исламского фундаментализма в последние десятилетия. В этом вопросе позиция науки заключается в учете не только религиозного, но и социального, экономического и политического факторов. Тему подъема исламского фундаментализма в современном мусульманском мире нельзя сводить в чисто религиозную плоскость. Нельзя винить в эскалации насилия и терроризма в мусульманском мире только исламскую религию. У данной проблемы есть несколько аспектов – идеологический, политический, экономический, социо-культурный и т.д. Рост радикальных течений и всплеск терроризма под исламской оболочкой во многом является оборотной стороной проводимой великими державами политики в исламском мире в прошлом и настоящем, следствием колониального прошлого и порожденной Западом глобализации. Тем не менее, также очевидно, что решение комплекса политических, экономических, этноконфесиональных и т.д. проблем в исламском мире также будет зависеть от того, каким мусульмане будут видеть свою культуру в глобализирующемся мире.

В исторической перспективе наступает новая волна в исламском мире – национализм нового типа и глобализм. Это является ответом мусульманских народов на вызовы современной эпохи в виде стремления этих народов обеспечить единство этничности и самоидентификации. Каждый из этих народов стремится сохранить свою этнокультурную идентичность и одновременно стать полноправным участником процессов в новом глобальном мире. Если в XX в. задача национализма мусульманских народов состояла в преодолении колониального прошлого, формировании наций в современном значении и строительстве соответствующих институтов, то целью национализма нового типа является сохранение уже сформировавшихся у исламских народов самоидентичностей от вызовов эпохи глобализации.

Сегодня экономическое и культурное развитие мусульманских стран неуклонно сближает исламский мир с Западом. Благодаря глобализации исламский мир вступает в общее мировое пространство. Задачей мусульманских народов должно стать участие вместе с народами развитых стран в экономической и культурной конкуренции. Сегодня для мусульман борьба за свои права является не религиозным, а национально-экономическим вопросом. Мусульманские страны должны вместе с ведущими странами мира совместно участвовать в экономической и культурной конкуренции в различных сферах (производство, наука, сфера IT-технологий и т.д.).

Исламский мир нуждается в коренных социальных изменениях, в утверждении современных институтов для совершения фундаментальных прорывов в области науки, образования и экономики. Эти преобразования возможны. Ведь в свой «золотой век» в XI-XII в. исламская цивилизация определяла уровень мировой материальной и духовной культуры. В условиях глобализирующегося современного мира экономические связи и взаимное влияние между исламским миром и Западом послужат прочной основой для диалога культур.

 

[1] Esposito J. L. Islam and politics. Syracuse University Press, 1987. P. XV.

[2] Прозоров С.М. От издателя // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 5.

[3] Huntington S. The Clash of Civilisations? // Foreign Affairs; Summer 1993; 72, 3; PP. 22–49.

[4] Huntington S. The Clash of Civilisations? // Foreign Affairs; P. 25. 

[5] Капустин Б. Критика политической философии. Избранные эссе. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. С. 97.

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов