Первый роман в русской литературе, вышедший под влиянием позитивизма

30 Jun 2016

Камил Фурат

Московский государственный областной университет

Позитивизм – это философское направление, определяющее единственным источником истинного, действительного знания исследование событий и явлений, и проведение опытов. Основоположником позитивизма, который развивался как философское учение параллельно с наблюдавшимся в 19 веке научным прогрессом, стал Огюст Конт (1798-1857). Огюст Конт – это математик, философ и первый социолог, который смог привлечь внимание общественности всего мира, тем, что в запутанный период после Французской революции заложил основы социологии, а также сказал о том, что разрушения, ставшие результатом указанной революции, можно восстановить только через предложенные им социологические реформы.[1]

Позитивистская идея Огюста Конта состоит в том, что в своих исследованиях он опирается только на факты. То, что не может быть доказано опытным путем, он считает лишенным смысла. Кроме того, Огюст Конт полностью отвергает метафизические идеи, которые такие близкие к идее позитивизма философы, как Кант, ценили вследствие наличия у них нравственной цели.

Влияние позитивизма на русскую литературу стало заметно во второй половине 19 века. Русские впервые начали узнавать позитивистские идеи от Макса Штирнера. Это изучение началось в первую очередь с представителей русской интеллигенции и писателей, живших в Европе. В результате влияния этих позитивистских идей известный литературный критик В. Белинский в одной из своих статей отметил, что науку следует отделить и очистить от таких фантастических и мистических идей, как религия.

Первым романом, написанным в русской литературе под влиянием позитивизма, стал роман Тургенева «Отцы и дети», созданный им в 1860 году. Несмотря на то, что Тургенев родился в России, его первым языком был французский, а русский язык он выучил позже в детские годы у своей няни.[2] Тургенев, который долгое время жил во Франции, создал под влиянием позитивистских идей Огюста Конта первого героя-нигилиста Базарова и познакомил русскую литературу с позитивизмом.  

В русской литературной критике невозможно найти другого героя романа, как Базаров, о котором бы столько много спорили и написали бы столько критических статей. Ведь Базаров, по мнению консервативного критика Антоновича, отвергнув нравственные ценности, имел для русского общества эффект монгольской силы, глубоко потряс общественную жизнь. По мнению литературных критиков либеральных взглядов, таких как Писарев и Герцен, Базаров – первый революционер русской литературы. Валентин Недзвецкий сделал еще один шаг вперед, отметив, что Базаров заложил социологические основы СССР. На мой взгляд, эта идея Недзвецкого вполне логична, потому что согласно статистике, в период строительства коммунизма именно этот роман Тургенева чаще всего переиздавался среди других произведений классической литературы. При этом такой более консервативный по сравнению с Тургеневым писатель, как Толстой, во времена СССР вызывал намного меньший интерес, а в некоторые периоды практически даже не был представлен в школьной программе за исключением всего нескольких произведений.

В своем известном романе Тургенев показывает нам два разных полюса и строит свое произведение на конфликте между этими полюсами. Один из них – это последователи классического и консервативного направления, представленные Павлом Петровичем Кирсановым. Павел Петрович – это герой-романтик, который в свое время полюбил красивую женщину во Франции и ради нее бросил все – карьеру и военную службу. Долгие годы он жил мятежником, но в результате смирился и нашел кров в поместье своего брата. Наряду с тем, что Павел Петрович романтик, он также является представителем буржуазии, который искренне верит в систему крепостного права, любит предаваться наслаждениям и слушать классическую музыку. Базаров считает Павла Петровича человеком, достойным жалости, и, вступая с ним с полемику, часто насмехается над его взглядами.

Базаров, в свою очередь, позитивист, который не соответствует общепринятым нормам, никого не слушает, не обращает внимания на ценности, и все отрицает.

Если говорить коротко, то вышеупомянутый конфликт, по мнению Недзвецкого, это конфликт между метафизикой 1840-ых годов (Павел Петрович) и позитивизмом 1860-ых годов (Базаров).

Во всех спорах между Базаровым и Павлом Петровичем Тургенев демонстрирует психологическое преимущество Базарова. Причиной этого Недзвецкий считает то, что через Базарова Тургенев отражает свои собственные взгляды. Таким образом, по сути, Базаров отражает позитивистские взгляды самого Тургенева. Ни в одном из споров Базаров не проиграл, включая его дуэль. Коротко говоря, Тургенев везде показал Базарова победителем и способствовал тому, чтобы читатель испытывал гордость за Базарова.

Когда в 1860-е годы консервативные литературные критики критиковали Тургенева через его героя Базарова, в свою защиту и в защиту Базарова он сказал следующее:

«Если читатель не полюбил Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, то повторяю, в этом моя вина, значит, я не достиг своей цели. Базаров – это мое любимое детище, разве может этот умница, этот герой, быть карикатурой? Разве Вы не замечаете, что это самая симпатичная из всех моих фигур? Он честен, правдив и демократ до кончиков ногтей». «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича. Слабость, вялость и ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, то что же молоко?» [3]

Как видно из приведенных выше слов, Тургенев выразил позитивистские идеи, почерпнутые им во Франции, через своего героя Базарова. Хорошо, в каких идеях и поступках Базарова мы можем увидеть влияние позитивизма. Давайте поищем ответ на этот вопрос.

Базаров полностью отвергает метафизику, сотворение, мистические идеи, искусство и любовь. По его мнению, человек все может изменить без метафизики, основываясь на науке. Например, по мнению Базарова, природа – это не храм, а мастерская. А человек в ней – не философ, а работник. Базаров, как и позитивисты, считает все духовное бесполезным, включая и искусство. По его мнению, такие полезные науки, как физика и химия, в двадцать раз ценнее искусства.

 «Рафаэль гроша медного не стоит, а порядочный химик в двадцать раз полезнее самого наилучшего поэта и его произведений» [4].

 Наряду с тем, что Базаров, основываясь на позитивистском понимании мира, отрицает метафизику, сотворение, мистические идеи, он также делает шаг вперед в своих размышлениях и задается вопросом о существовании любви. По мнению Базарова, любовь не существует. Любовь – это всего лишь естественный рефлекс, который рождается физиологической потребностью. По этой причине в начале романа Базаров критикует то, что пережил Павел Петрович во имя своей любви. По мнению Базарова, мужчина получает от женщины, то, что ему нужно, после чего начинает обращать внимание на других женщин. Таким образом, Базаров полностью отрицает трагический аспект любви.

«Услышав историю трагической любви Павла Петровича, Базаров язвительно заявил: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, что это за таинственные отношения!». [5]

Другой достойной внимания особенностью позитивизма является их критика прошлого, которое, на их взгляд, не приносит никакой пользы, а также общественного строя, который существует сейчас. По их мнению, любой строй, который не обновляется, и который своим источником считает темные периоды прошлого, достоин критики и обречен на развал. В отношении этого обращает на себя внимание описание, которое Тургенев приводит в начале романа:

«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами…, церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами…, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…, исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

Именно так пессимистично писатель описывает крестьян, которые представляют большую часть народа, и их жизнь, а словами Аркадия, сына благородного семейства, он выражает отношение нового поколения с позитивистскими взглядами на эту обветшалость:

«Нет,… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?» [6]

 Заключение

Возникшее в первой четверти 19 века во Франции и заложенное Огюстом Контом позитивистское направление, которое полностью отвергает метафизику и мистицизм, а на первое место выводит наблюдение и опыты, впервые нашло свое отражение в русской литературе в романе Ивана Тургенева.

Тургенев наделил главного героя своего романа «Отцы и дети» позитивистскими взглядами и представил вниманию читателей. Сразу же после публикации роман вызвал оживленную реакцию в мире литературы и был оценен десятками литературных критиков.

Данное произведение Тургенева было выведено на первый план советским руководством, которое основывалось на материалистических принципах, в советский период роман был сотни раз переиздан и стал одним из обязательных произведений школьной программы. Многие литературные критики с коммунистическими взглядами называли Базарова первым революционером.

Литература

  1. Dr. Sönmez Veysel; Dokuz Eylül Üniversitesi Hemşirelik Yüksekokulu Elektronik Dergisi, 2010, 3
  2. Süer Ömer Aydın, (1994), XIX. Yüzyıl Rus Edebiyatı Üzerine Yazılar, Evrensel Basım Yayın
  3. В.А Недзвецкий, Статьи О Русском Литературе, XIX – XX веков Научная Публицистика Воспоминания, ООО «Тетраграф», 2011 Нальчик
  4. İvan Sergeviç Turgenev, (1998)Polnoe Sobranie Saçineniy I pisem, Nauka
  5. В.М. Маркович, И.С. Тургенев и русский реалистический роман века, издательство ленинградского университета, Ленинград, 1982г.
  6. В.А Недзвецкий, П.Г. Пустовойт, Е.Ю. Полтавец, И.С.Тургенев, издательство Московского университета г.2000

[1] Prof. Dr. Sönmez Veysel; Dokuz Eylül Üniversitesi Hemşirelik Yüksekokulu Elektronik Dergisi, 2010, 3(3), 161-163

[2] Süer Ömer Aydın, (1994), XIX. Yüzyıl Rus Edebiyatı Üzerine Yazılar, Evrensel Basım Yayın S. 123

[3] İvan Sergeviç Turgenev, (1998)Polnoe Sobranie Saçineniy I pisem, Nauka, str: 1277;

[4] В.А Недзвецкий, Статьи О Русском Литературе, XIX – XX веков Научная Публицистика Воспоминания, ООО «Тетраграф», 2011 Нальчик C 233

[5] ; В.А Недзвецкий, Статьи О Русском Литературе, XIX – XX веков Научная Публицистика Воспоминания, ООО «Тетраграф», 2011 Нальчик C.242

[6] Süer Ömer Aydın, (1994), XIX. Yüzyıl Rus Edebiyatı Üzerine Yazılar, Evrensel Basım Yayın S. 128

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов