Размышления о противоречивой сущности идентичности в контексте глобализации

14 Sep 2015

Процесс глобализации, сопровождающийся усиленной миграцией людей различных национальностей и различных вероисповеданий, переплетением цивилизаций, превращает идентичность в очень щепетильный, чувствительный фактор общественных отношений различного уровня; обнаруживает неразвитость как общей культуры, образованности и культуры демократии не только населения так называемых развитых стран, но и их политической элиты.

Понятие идентичности означает осознание, самооценка социальной группой и ее представителями – индивидами, государственным образованием своего равенства с другими и в то же время качественного отличия, своей неповторимости, уникальности.

Идентичность является общественно-историческим отношением, в котором каждая сторона через другую осознает себя, свое отличие от другой, а также сходство и равенство с ней. Здесь имеет место диалектическое единство положительной самоидентификации, выражающаяся в тезисе «мы тоже такие), и негативной, отражающаяся в тезисе «мы другие, лучшие».  Объективным основанием идентичности любого уровня (от личностной до государственной) является система противоречий между общественными (коллективистскими) и личностными (частно-индивидуалистическими) началами социального организма. В сообществе людей  как способ и средство  сохранения своей целостности и стабильности  формируются и накапливаются совместно создаваемые и общепринятые материальные и духовные ценности. При контактах, столкновениях и других формах отношения с другими сообществами эти ценности выступают основанием  осознания сторонами своей принадлежности именно к данному социальному организму, а не к иному, своего отличия от других. Этот процесс сопровождается рождением мифов, сказаний и пословиц, закреплением собственного имени-названия и названия чужих, что свидетельствует  о формировании основ идентичности,  о самопознании сообществом себя как единой национально-этнической общности, как равного субъекта межэтнических, межнациональных отношений.

Эволюция идентичности происходит на основе исторического развития, усложнения духовной и материальной культуры, обычаев, привычек, традиций, исторической памяти. Усложняется ее составляющее ядро: кроме языка и традиций в него включаются военно-исторические события, образ великих исторических личностей, общекультурные достижения и религиозная принадлежность. Например, идентичность турок, узбеков, арабов определяется исламом плюс национальными историческими личностями (Кемаль Ататюрк, Эмир Тимур, пророк Мухамед и его халифы), русских – прославием и православными святыми ( Сергием Радонежским, Александром Невским и др.), американцев, англичан и других народов Востока и Запада - своими вероисповеданиями и историческими личностями и событиями. Поступок журналистов, редакции французской газетенки «Шарли Эбдо» есть ничто иное, как нарушение основных принципов демократии – оскорбление   другого, основополагающих элементов идентичности арабо-мусульманского мира.  Неуважительное отношение к  ценностям идентичности означает принижение и оскорбление   чести и достоинства того или иного народа, этнической группы.  Свобода личности, свобода слова кончается там, где начинается как свобода другого, так и честь, достоинство и ценности национальной, религиозной идентичности другого.

В современном мире усиливается процесс неравного социально- экономического и общекультурного развития регионов и стран. Он сопровождается  сосредоточением в узком кругу нескольких развитых стран Запада финансового, технологического и военно-политического рычагов  воздействия на мировое сообщество и  глобализацию. Следствием такого положения дел отчасти является кризис идентичности, усиление комплекса неполноценности, поиск иной, часто ложной идентичности. (Например,  отрицание украинцами своей единой истории с Россией, поиск неких мифических «укров» в недрах древней истории) В такой ситуации случаи принижения, ущемление идентичности сообщества, стран и региона другой цивилизации выступает как отрицание, непризнание ее значимости, равенства. В этом контексте, осуждая, скажу, что террор является, хотя и недекватной  и негативной, формой защиты и отстаивания определенной идентичности.

Dec 04
Apr 04
VI Международная встреча интеллектуалов в Бишкеке

В понедельник, 2 апреля, в Бишкеке прошла VI Международная встреча интеллектуа ...

Nov 10
ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ. БЛИЖНИЙ ВОСТОК: МИРОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИЛЫ»

В среду, 8 ноября, с 10.30 до 14.00 в пресс-центре газеты «Московский комсомолец ...

May 13
Делегация российских учёных посетила КНР

С 4 по 8 мая 2017 г. делегация российских ученых по приглашению китайских партне ...

Apr 26
МИРНаС принял участие в Uniagents Annual Summit 2017 в Дели

Международный институт развития научного сотрудничества (МИРНаС) принял участие ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов