Россия, Турция, мир: глобальные и региональные проблемы развития

28 Jan 2015

В этом году на базе Международного университета Анталии состоялась Третья встреча российских и турецких интеллектуалов. Соорганизаторами данного мероприятия выступили с российской стороны Международный институт развития научного сотрудничества (МИРНАС) и Институт востоковедения РАН. В конструктивной и дружеской атмосфере в течение двух дней – 9 и 10 января –  более 40 известных ученых из России и Турции обсуждали насущные вопросы мирового и регионального значения. Назову лишь некоторые имена: Ш. Актюрк, А. Аликберов, Х. Багджи, М. Бариев, Х. Канболат, Х.А. Карасар, А. Коркунов, А. Куртов, С. Марков, М. Мейер, В. Мерзиханов, В. Наумкин, Т. Огузлу, Е. Пономарева, В. Попов, Е. Пядышева, А. Фурсов, Я. Якыш и др.
Как известно, для исследователей нет запретных тем. Прошедшая встреча полностью отвечала этому положению. В ходе выступлений и дискуссий, которая порой  была довольно жаркой, поднимались самые сложные проблемы как международных, так и двусторонних отношений, непосредственным образом связанные с экономикой, политикой, гуманитарной сферой.
Одной из «горячих» тем, поднятых в дискуссиях, был вопрос европейской интеграции. Ученые высказывали прямо противоположные  позиции. Одни настаивали на необходимости следовать стандартам ЕС. Другие выступали за сотрудничество с Европой, но при условии сохранения национальной специфики.   По моему мнению,     Евросоюз – наднациональная организация, существенным образом ущемляющая внутренний и внешний суверенитет ее членов и реализующая политику, отвечающую прежде всего интересам евробюрократии. Это стало очевидно в процессе введения принудительных мер в отношении России, когда ЕС окончательно превратился в сателлита США, не имеющего своего голоса и своих интересов. Поэтому будущее ЕС мне видится  весьма туманным и не радужным.
Вступление в такую организацию лично я рассматриваю как самоубийственную. Достаточно сравнить социально-экономическое и политическое положение  стран-членов ЕС до вступления в Союз и после. Что же касается Турции, то опыт общения Анкары с Брюсселем является убедительным доказательством того, что ЕС не хочет видеть в своем составе Анкару: по политическим, экономическим и гуманитарным соображениям. Поэтому возможности вступления Турции в ЕС оцениваю как бесперспективные. Однако это стоит расценивать как позитивный итог, т.к. невступление в Союз открывает перед Анкарой уникальные возможности быть страной-интерлокером, связывающей разные государства и цивилизации. История дает Турции уникальный шанс, которым нельзя не воспользоваться. Участие в таких организациях, как Таможенный и Евразийский экономический союзы, открывает совершенно новые возможности не только регионального, но и глобального сотрудничества. 
Много внимания на конференции было уделено российско-турецким отношениям. И это оправданно – наши страны вступили в «золотой век» сотрудничества. В настоящее время Россия занимает устойчивое второе место (33 млрд долл. в 2014 г.) во внешнеторговом обороте с Турцией. По данным Федеральной таможенной службы РФ, Турция в свою очередь находится на пятом месте среди торговых партнеров России из стран дальнего зарубежья. Впереди Турции Китай, Нидерланды, Германия и Италия.  Накануне визита в Анкару Президент России В. Путин отметил, что наша страна на фоне санкций, введенных западными странами, заинтересована в форсировании развития экономических связей с Турцией. Россия намерена втрое увеличить товарооборот с Турцией, доведя его к 2023 г. до 100 млрд в год. Это гигантский прорыв.
Благоприятный политический и деловой климат в сотрудничестве наших стран создают успешно функционирующие институты межгосударственного взаимодействия, например, Совет сотрудничества высшего уровня, учрежденный в мае 2010 г. и возглавляемый президентами двух стран. Пятое заседание Совета состоялось 1 декабря 2014 г. в Анкаре с участием президента России.
Существенный импульс, способный изменить мировой расклад сил, даст новый энергетический проект, инициированный нашими странами под пока условным названием «Турецкий поток», о котором тоже много говорилось в ходе дискуссий. Этот газовый коридор не стоит рассматривать просто как альтернативу «Южному потоку». Новый проект способен переформатировать политическую карту Европы, превратив Турцию в крупнейшую энергетическую державу Европы (здесь уместно вспомнить Транскаспийскй трубопровод), а также в стратегического партнера России.
Помимо энергетического сотрудничества, которое включает в себя не только запуск «Турецкого потока», но и  энергетические проекты с участием Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, участники форума выделили ряд других важных направлений, по которым открываются широкие перспективы для выгодного взаимодействия наших стран. Во-первых, это сотрудничество двух стран в рамках евразийской интеграции (Таможенный союз, Евразийский экономический союз), где особую роль могут сыграть экономические министерства и государственные структуры России и Казахстана, заинтересованные в интенсификации торгово-экономических отношений с Турцией в энергетике, торговле, туризме.
Во-вторых, это сотрудничество военных и дипломатических ведомств России и Турции в сфере поддержания региональной безопасности. Поскольку основной на краткосрочную перспективу здесь видится проблема отражения потенциальных угроз из Афганистана после завершения там в 2014 г. миссии США и Международных сил содействия безопасности. Наиболее оптимальный способ решить эту проблему можно в рамках ШОС, куда наряду с Россией и странами ЦА входят Турция и Афганистан.
В-третьих, это развитие сотрудничества в сфере противодействия преступности, незаконному обороту наркотиков, нелегальному перемещению людей, товаров, оружия и пр. Подобное взаимодействие может быть осуществлено по линии правоохранительных структур России (Министерство внутренних дел, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба) и соответствующих государственных структур Турции, а также курируемой ею ТАК.
Турция и Россия смогут максимально расширить двустороннее сотрудничество по всему спектру вопросов, если им удастся оградить эти связи от политических разногласий и давления со стороны США и некоторых европейских стран, которые ревниво относятся к возможности формирования такого партнерства.
Конечно, наши отношения далеки от радужных. Сирийский вопрос, во многом созданный в своих интересах США и рядом западных транснациональных компаний, остается камнем преткновения во взаимоотношениях Турции и России. РФ всегда выступала за мирное решение этого вопроса путем внутреннего диалога без внешнего вмешательства. Все участники встречи отметили, что создание террористической угрозы на территории Сирии, как и на территориях любых других государств недопустимо. Особый накал тема террористических угроз приобрела в ходе выступлений в связи с событиями во Франции – расстрелом редакции журнала Charlie Hebdo. Что же касается сирийского кризиса, то представители  российской делегации вспоминали слова Путина, который отмечал, что разрешение кризиса зависит во многом от того,  что  будут ли созданы условия, «при которых все люди, которые проживают в стране, будут чувствовать себя в безопасности, будут иметь одинаковый доступ к управлению страной и будут сотрудничать». Здесь нам, безусловно, необходимо  найти «решение, прежде всего приемлемое для самого сирийского народа и всех политических сил страны». Ради этого Россия готова  к контакту со всеми участниками этого процесса, в том числе и с нашими друзьями в Турции.
По словам Р. Эрдогана, наши страны в ходе визита Путина в Анкару «в общем и целом по поводу разрешения кризиса достигли определенной договоренности». Единственное, что не удалось нашим сторонам согласовать – это пути его урегулирования. Главное различие в наших подходах – это оценка деятельности и легитимности самого режима Асада. Если для Турции «достичь результатов вместе с режимом Асада не представляется возможным, необходимо считать его уже покинувшим власть», то с точки зрения России «судьбу Асада должен решать, прежде всего, сирийский народ». В этой связи важно обратить внимание на заявления в момент пребывания Путина в Турции пресс-секретаря Белого дома Дж. Эрнеста и главы пресс-службы госдепартамента США Дж. Псаки. Они отметили, что «на данный момент Вашингтон не имеет никаких планов создания вместе с Анкарой „зоны безопасности“ на турецко-сирийской границе, закрытой для войск Дамаска». Америка не рассматривает и возможности создания в воздушном пространстве над Сирией закрытой зоны для полетов авиации, на чем настаивает Турция. Таким образом очевидно явное  давление Вашингтона на позицию Турции по сирийскому вопросу.
Важно также отметить в связи с перспективами урегулирования сирийского вопроса предложение Р. Эрдогана создать альянс Россия-Турция-Иран, «чтобы начать решать проблемы региона уже с иных позиций». Такое предложение Турции в России воспринимается в в разных фокусах. Во-первых, как готовность решать сирийский вопрос с учетом интересов Москвы и Тегерана. Во-вторых, как стремление решить по-своему острый курдский вопрос, сорвав планы Запада по созданию курдского государства. В-третьих, как намерение закрепиться в иранском «тюркском мире», компенсируя утрачиваемые позиции в Азербайджане. В-четвертых, с точки зрения сосредоточения в будущем хабе на границе с Грецией российского и иранского газа, что позволит увеличить шансы Анкары на вступление в ЕС. Но это лишь предположения. Пока же очевидно только то, что диалог Путин-Эрдоган обозначил усиление процессов геополитической трансформации Большого Ближнего Востока в сторону формирования новой системы сдержек и противовесов.
В заключение следует подчеркнуть, что в оценке мировой политики, где правят бал интересы,  нет и не может быть однозначных оценок. Тем не менее, уверена, что в ближайшее время нас ожидает  активизация экономического, энергетического и гуманитарного сотрудничества. Волею судеб, мы обречены (в хорошем смысле) быть вместе. Только так мы сможем в мире, наполненном высоким потенциалом конфликтности, сохранить свою идентичность и независимость. В этой связи ежегодные встречи российских и турецких интеллектуалов, которые проходят в Анталии, очень полезный и нужный нашим странам опыт.

Елена Пономарева
Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО,
Президент МИРНаС

Dec 20
19 декабря прошла научная конференция «2023: Предварительные итоги»

19 декабря 2023 года Международный институт развития научного сотрудничества «МИ ...

Nov 15
III Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовами информационного и исторического фальсификата»

14 и 15 ноября в отеле «Националь» в Москве проходит III Международный форум «СМ ...

Oct 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «БЛИЖНИЙ ВОСТОК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА»

30 октября 2023 Центр научно-аналитической информации Института востоковедения Р ...

Oct 11
IX Международная встреча интеллектуалов на тему «Евразийские Балканы в большой мировой игре»

10-11 октября в Белграде прошла IX Международная встреча интеллектуалов на тему ...

Наши партнеры

Президиум

Profesor Name
Пономарева Елена Георгиевна

Президент Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Российский политолог, историк, публицист. Доктор политических наук, профессор МГИМО

Profesor Name
Ариф Асалыоглу

Генеральный директор Международного Института Развития Научного Сотрудничества

Profesor Name
Мейер Михаил Серафимович

Научный руководитель Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор

Profesor Name
Наумкин Виталий Вячеславович

Председатель Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Директор Института востоковедения РАН. Член научного совета Российского совета по международным делам.

Profesor Name
Мирзеханов Велихан Салманханович

Заместитель Председателя Попечительского совета Международного Института Развития Научного Сотрудничества
Доктор исторических наук. Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Встреча российских и турецких молодых интеллектуалов